ЗаключениеСтраница 1
Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.
Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового
развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В
своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
Полученные результаты были обсуждены на малых педсоветах по параллели 5-х и 10-х классов и непосредственно с классными наставниками 10-А и 10-Б классов, а также на классном часе с учащимися 10-Б класса. В этом я вижу практическую ценность моего исследования.
Приложение 1
Определение психологического климата класса
Положительные особенности |
+ 3 |
+2 |
+1 |
0 |
- 1 |
- 2 |
- 3 |
Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного” |
В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии |
Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Насильственный тип преступника
Основные характерные черты лиц, совершающих насильственные преступления, — деформация системы базовых социальных ценностей, дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, виновные в убийствах, телесных повреждениях, истязаниях, изнасилованиях, хулиганских действиях, отличаются крайней ...
Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляе ...
Гуманистическая теория личности.
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонник ...