Подготовка и принятие управленческих решений
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность всей деятельности. Управленческое решение представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Процесс принятия управленческого решения начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения.
Управленческие решения, принимаемые руководителем, должны отвечать следующим требованиям:
иметь ясную цель, то есть решение должно быть сформулировано ясно, не вызывать двоякого толкования и сомнения у подчиненных;
быть обоснованным и непротиворечивым, то есть всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
быть правомочным, то есть опираться на требования законов, указания и распоряжения руководителя и учитывать обязанности и права руководителя и подчиненного;
быть конкретным, то есть иметь адресата и сроки исполнения, отвечать на вопросы, что, кому, как, когда, где и к какому сроку сделать;
быть своевременным и эффективным, то есть наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам.
Процесс подготовки и принятия рационального управленческого решения предусматривает пять основных этапов:
1) Ориентировочный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения. Кто-то верно заметил: ни одно решение не бывает правильным или неправильным. Оно бывает только вынужденным.
2) Информационный этап: сбор, обработка и анализ информации по проблеме, а также определение тех ограничений, которые зависят как от него самого, так и от конкретной ситуации.
3) Этап выработки и принятия решения:
выработка критериев принятия решений (экономичность, надежность, оперативность, дизайн и др.);
формулирование набора альтернативных решений с возможным привлечением исполнителей будущего решения.;
оценка альтернативных решений по степени их достоинств, недостатков и возможных последствий;
выбор оптимального решения.
4) Организационный этап: доведение принятого решения и сроков до исполнителей, назначение ответственных, инструктаж, организация взаимодействия.
5) Контролирующий этап: учет и контроль выполнения решения. Как правило, поручается той группе, которая готовила решение.
Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников,
воспитывающихся в семье
По методике исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в семье (Дж.Гилфорд, М. Салливен) получены следующие результаты (Приложение 4):
Субтест «Истории с завершением»
Таблица 1. Показатели выраженности способности к познанию поведения у младших школьников, воспитывающихся в семье (п=20)
...
Теоретические аспекты волевой сферы. Воля как
психический феномен
Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических проце ...
Научающе-бихевиоральное направление в теории личности. Б.
Ф. Скиннер: теория оперантного научения. История развития
и основные направления в бихевиоральной терапии
Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы Юнга, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека». ...