Представления о волевых качествах

Развитие воли у подростков » Представления о волевых качествах

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

Волевые

свойства  

Цель

и стремление

к ней

Возможности

и мотивы  

Борьба

и выбор

мотивов

Решение  

Осуществление решения

Сильная

воля  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные  

Обоснованные

и быстрые  

Обоснованное,

с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Настойчивость  

Отдаленная,

с интенсивным стремлением

Нормальные  

Очень

стойкое  

Упрямство  

Объективно-

неоправданная  

Определяются не

объективным учетом всех

возможностей, а предвзятым

мнением

Необоснованное, с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Податливость

Легко

меняющаяся

Определяются внушающим

влиянием других лиц

Легко

меняется

Различное  

Внушаемость

Отсутствует

Дается извне

То же

Решительность  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные,

иногда

чрезмерные  

Быстрые, но

не всегда

обоснованные  

Четкое и

устойчивое  

Стойкое  

Нерешитель-ность  

Тоже  

Тоже  

Длительные  

Отсутствует

или часто

меняется

Отсутствует  

Слабоволие  

Нечеткое,

со слабым

стремлением  

Нечеткие  

Незавершенные  

Без

стремления

к его

выполнению

Нестойкое  

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.


Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляе ...

Характеристика людей, употребляющих наркотические вещества
В принципе, каждый человек под влиянием особых обстоятельств может стать наркоманом. Причины могут быть различными, они сугубо индивидуальны в каждом отдельном случае. Специфические черты личности. Существуют специфические черты психики людей, способствующие возникновению пристрастия к наркотикам. Эти люди обычно не умеют находиться в ...

Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования
Практическая часть работы состоит из констатирующего эксперимента, разработки цикла коррекционных занятий с детьми и рекомендаций воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму. Цель констатирующего эксперимента: выявить группу детей с риском психологического травмирован ...