Представления о волевых качествах
Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.
Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)
Волевые свойства |
Цель и стремление к ней |
Возможности и мотивы |
Борьба и выбор мотивов |
Решение |
Осуществление решения |
Сильная воля |
Четкое осознание цели Интенсивное стремление |
Достаточные |
Обоснованные и быстрые |
Обоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое |
Настойчивость |
Отдаленная, с интенсивным стремлением |
Нормальные |
Очень стойкое | ||
Упрямство |
Объективно- неоправданная |
Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением |
Необоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое | |
Податливость |
Легко меняющаяся |
Определяются внушающим влиянием других лиц |
Легко меняется |
Различное | |
Внушаемость |
Отсутствует |
Дается извне |
То же | ||
Решительность |
Четкое осознание цели Интенсивное стремление |
Достаточные, иногда чрезмерные |
Быстрые, но не всегда обоснованные |
Четкое и устойчивое |
Стойкое |
Нерешитель-ность |
Тоже |
Тоже |
Длительные |
Отсутствует или часто меняется |
Отсутствует |
Слабоволие |
Нечеткое, со слабым стремлением |
Нечеткие |
Незавершенные |
Без стремления к его выполнению |
Нестойкое |
А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.
Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня.
Наиболее часто используемый инструмент ...
Выводы теоретической части
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему ...
Констатирующий эксперимент
Итак, задача констатирующего эксперимента состояла, во-первых, в выделении группы креативных дошкольников, во-вторых, в изучении особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками.
Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что творчество дошкольника выражается более всего и самым ярким образом пр ...