Представления о волевых качествах

Развитие воли у подростков » Представления о волевых качествах

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

Волевые

свойства  

Цель

и стремление

к ней

Возможности

и мотивы  

Борьба

и выбор

мотивов

Решение  

Осуществление решения

Сильная

воля  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные  

Обоснованные

и быстрые  

Обоснованное,

с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Настойчивость  

Отдаленная,

с интенсивным стремлением

Нормальные  

Очень

стойкое  

Упрямство  

Объективно-

неоправданная  

Определяются не

объективным учетом всех

возможностей, а предвзятым

мнением

Необоснованное, с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Податливость

Легко

меняющаяся

Определяются внушающим

влиянием других лиц

Легко

меняется

Различное  

Внушаемость

Отсутствует

Дается извне

То же

Решительность  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные,

иногда

чрезмерные  

Быстрые, но

не всегда

обоснованные  

Четкое и

устойчивое  

Стойкое  

Нерешитель-ность  

Тоже  

Тоже  

Длительные  

Отсутствует

или часто

меняется

Отсутствует  

Слабоволие  

Нечеткое,

со слабым

стремлением  

Нечеткие  

Незавершенные  

Без

стремления

к его

выполнению

Нестойкое  

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.


Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня. Наиболее часто используемый инструмент ...

Выводы теоретической части
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы: 1. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему ...

Констатирующий эксперимент
Итак, задача констатирующего эксперимента состояла, во-первых, в выделении группы креативных дошкольников, во-вторых, в изучении особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что творчество дошкольника выражается более всего и самым ярким образом пр ...