Представления о волевых качествах
Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.
Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)
Волевые свойства |
Цель и стремление к ней |
Возможности и мотивы |
Борьба и выбор мотивов |
Решение |
Осуществление решения |
Сильная воля |
Четкое осознание цели Интенсивное стремление |
Достаточные |
Обоснованные и быстрые |
Обоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое |
Настойчивость |
Отдаленная, с интенсивным стремлением |
Нормальные |
Очень стойкое | ||
Упрямство |
Объективно- неоправданная |
Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением |
Необоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое | |
Податливость |
Легко меняющаяся |
Определяются внушающим влиянием других лиц |
Легко меняется |
Различное | |
Внушаемость |
Отсутствует |
Дается извне |
То же | ||
Решительность |
Четкое осознание цели Интенсивное стремление |
Достаточные, иногда чрезмерные |
Быстрые, но не всегда обоснованные |
Четкое и устойчивое |
Стойкое |
Нерешитель-ность |
Тоже |
Тоже |
Длительные |
Отсутствует или часто меняется |
Отсутствует |
Слабоволие |
Нечеткое, со слабым стремлением |
Нечеткие |
Незавершенные |
Без стремления к его выполнению |
Нестойкое |
А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.
Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляе ...
Характеристика людей, употребляющих наркотические вещества
В принципе, каждый человек под влиянием особых обстоятельств может стать наркоманом. Причины могут быть различными, они сугубо индивидуальны в каждом отдельном случае.
Специфические черты личности.
Существуют специфические черты психики людей, способствующие возникновению пристрастия к наркотикам. Эти люди обычно не умеют находиться в ...
Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у
детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы
детей с риском психологического травмирования
Практическая часть работы состоит из констатирующего эксперимента, разработки цикла коррекционных занятий с детьми и рекомендаций воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.
Цель
констатирующего эксперимента: выявить группу детей с риском психологического травмирован ...