Классификация
волевых качествСтраница 2
Эта классификация тоже не идеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость — твердость, самостоятельность — независимость, самообладание — решительность, отвага — мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию
Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.
Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.
К основным П А. Рудик и Е. П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность1.
Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними ( поддерживающие).
Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость
В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.
Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, :но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной)2.
Примером системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.
К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.
Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В К Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики.
Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатрат на саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.
Формирование благоприятного психологического климата класса
В качестве экспериментальных групп по улучшению психологического климата я выбрала 5-Б и 10-А классы.
Для формирования благоприятного климата классов я выбрала апробированный в Украине групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой.
Мнения.
Это упражнение я применяла на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для ...
Последствия инцестного взаимодействия. Понятие травматичной динамики.
Существуют многочисленные, хорошо документально подтвержденные последствия
инцестового и неинцестового злоупотребления ребенком
/4/. Эти последствия могут быть и одномоментными и продолжительными.
Единичные
эффекты проявляются после первых двух лет после происшедшего.
В разных исследованиях приводятся такие цифры: их имеют от 1/4 до ...
Описание результатов исследования
На первом этапе диагностики мы определяли уровень созависимости у женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и у женщин, имеющих здоровых детей.
Результаты диагностики созависимости представлены в приложении 5
Анализ результатов опросника для определения созависимости показал, что у женщин же, имеющих детей с ...