Особенности конфликтов в классных коллективахСтраница 3
Сформированность коммуникативных умений.
Исследование основных трудностей общения у школьников средних классов выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений {42, 57}. Подростки используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся к непосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект, связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использовать различные вербальные и невербальные способы общения.
Индивидуально - психологические особенности личности подростка
Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:
- природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);
- характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);
- семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).
Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. На виду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределы педагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носит не пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всего лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.
Исследование, проведенное под руководством В.И.Журавлева [7,64] в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик-ученик» возникают, по его мнению, в таких ситуациях:
· из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11%;
· из-за отсутствия взаимопонимания – 7%;
· в связи с борьбой за лидерство – 7%;
· из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7%;
· в связи с общественной работой – 6%;
· у девочек из-за парня – 5%.
Считают, что конфликтов у ученика не было – 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам - 61% школьников.
Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
· подлость и предательство – 30%;
· подхалимство, существование «липовых отличников и любимчиков учителей – 27%;
· личная обида – 15%;
· ложь и высокомерие – 12%;
· соперничество между одноклассниками – 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновения конфликтов таковы:
· причина агрессии: желание выделится среди сверстников – 12%;
· источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых – 11%;
· все зависит от взаимоотношений в классе – 9,5%;
· в агрессивности ученика виновата семья – 8%;
· агрессивные школьники, дети с психическими отклонениями – 4%;
· агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1%;
· агрессивность - плохая черта характера – 1%;
· в классе всегда были агрессивные ученики – 12%;
Теоретические аспекты исследования созависимости и
ее проявления в семьях алкоголе-и наркозависимых. Понятие созависимости
Зависимость от психоактивных веществ как заболевание достаточно хорошо изучена в науке Большинство специалистов - исследователей и практиков - пришли к заключению, что зависимость от психоактивных веществ - это системная дисфункция, которая, так или иначе, затрагивает всех членов семьи зависимого индивида.
В настоящее время для описани ...
Типы конструктов
Келли также предположил, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над своими элементами. Конструкт, который стандартизирует (упреждает) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом
. Это тип классификационного ...
Основные тезисы индивидуальной психологии
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ран ...