Введение
Страница 2

Психотерапия применяется как для психически здоровых, так и для больных людей и делится на клиническую и личностно-риентированную.

Существует множество различных школ и направлений в психотерапии: психоанализ, когнитивная психотерапия, гештальт-терапия, групповая психотерапия, психодрама, игровая психотерапия, лечение гипнозом и прочие.

Большинство форм психотерапии главным инструментом избрали беседу. И в данном случае это не просто диалог, а нарративный диалог. Такие формы дискурса, как, например, разговорный реплицирующий диалог, предполагают равное участие коммуникантов в создании коммуникативного пространства. В нарративном диалоге один из коммуникантов добровольно передает коммуникативную инициативу партнеру, оставляя за собой функцию поддержания контакта в виде эмоциональных реакций, речевых поддержек, уточнений и т.п. Если такое коммуникативное неравноправие признается всеми участниками коммуникации, то нет необходимости специально акцентировать его при помощи языковых и речевых средств или коммуникативных приемов.

В ином случае привилегия коммуниканта на речь может быть не предусмотрена. Например, в некоторых технологиях психоанализа. Если условия терапевтических сеансов и коммуникативная ситуация не предполагают активности, то игнорирование этих правил участниками, является коммуникативной агрессией, сопротивлением влиянию психотерапевта. Это попытки внесения коммуникативного дисбаланса. [2]

В основе любого способа создания коммуникативного дисбаланса лежит установка адресанта или адресата (в процессе убеждения адресантом может выступать психотерапевт, а клиенты адресатами) направленная на перестройку коммуникативного процесса по собственному сценарию, без учета целей других его участников. В этом и заключается специфика психотерапии. Роли участников в данном коммуникативном процессе могут постоянно меняться, как и используемые коммуникативные средства и модели.

Некоторые используют, например, технику драмы или лечение искусством, когда пациенту предлагаются творческие задания. Но, по своей сути, психотерапия не просто диалог, а некое столкновение между психотерапевтом и клиентов, управляемое и контролируемое первым участником этого коммуникационного процесса. Многие психотерапевты предпочитают считать своих клиентов вполне здоровыми людьми, но имеющими некоторые коммуникативные проблемы. К тому же психотерапия предполагает откровенность клиента и ответственность психотерапевта.

Так одна из первых методик психоанализа, разработанная З. Фрейдом и его последователями, предусматривает беседу, как главный способ лечения пациента. В ходе беседы психотерапевт использует вопросы, позволяющие выяснить причины неврозов, психозов или других заболеваний, кроющиеся в бессознательной сфере личности. При этом клиент может сопротивляться подобному контакту. [3]

В методике когнитивной психотерапии сначала клиент и терапевт выбирают совместно проблему, над которой им предстоит потрудиться. Саму проблему, а не личностные качества или свойства клиента. А потом вступают в сократический диалог, в котором проясняются и определяются проблемы, идентифицируются мысли, образы и ощущения клиента, исследуется смысл событий для него, и оцениваются последствия его поведения. При этом в диалоге психотерапевт может использовать технику убеждения, внушения, использовать небольшие стихи или притчи, чтобы затронуть воображение пациента, заставлять его интерпретировать ранее полученную информацию по-новому.

Гештальт-терапия также практикует терапевтический диалог, однако при этом клиенту предлагают не углубляться в проблему, а правильно осознавать свои потребности и рационально воспринимать происходящее. Считается, что подобный способ дает хорошую обратную реакцию в коммуникационном процессе и не вызывает сопротивления клиента.

Групповая психотерапия предусматривает групповую коммуникацию, когда клиентами психотерапевта становятся целые группы людей, например семью или трудовые коллективы.

Психодрама - это разновидность групповой терапии, в которой применяются элементы театрального мастерства, артистический инструментарий, например, импровизация, нацеленная на раскрытие и познание внутреннего мира участников. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми, улучшения коммуникативных навыков.

Страницы: 1 2 3


Рекомендации для педагогов МДОУ при взаимодействии с родителями в процессе воспитания и развития ребенка
Родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам социально-личностного развития детей можно осуществлять по ...

Типы конструктов
Келли также предположил, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над своими элементами. Конструкт, который стандартизирует (упреждает) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом . Это тип классификационного ...

Психолого-педагогические особенности влияния родительских отношений на психическое развития детей дошкольного возраста
Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др. Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений – это личное, субъективное восприятие, то, ка ...