Профессиональные качества руководителя и психология стиля управления

Материалы » Предмет науки управления и основные этапы ее развития » Профессиональные качества руководителя и психология стиля управления

В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:

интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;

инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;

уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;

так называемый "фактор геликоптера", или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

высокий профессионализм. ответственность и надежность. уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. самостоятельность. способность к творческому решению задан, стремление к достижениям. коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным.

Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с целями совместной деятельности.

1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления. Этот стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность подчиненных носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Ориентирован на решение алгоритмизуемых задач.

2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу. Этот стиль наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач.

3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Этот стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой деятельности.


Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников. Понятие социальной адаптации
Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании. Адаптация – (от лат. adaptatio – прилаживание, приноравливание) – приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды. Адаптация социальная (от лат. adap ...

Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни. Цель исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни. На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи практического исследования: 1. Провести диагностику деп ...

Особенности управленческого общения с подчиненными
Разновидностью ролевого общения является управленческое общение, то есть общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости исходя из выполняемых социальных ролей, направленное на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в организации. Основные ф ...