Понятие конфликтаСтраница 7
Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.[20]
1. Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.
Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются. Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются некоторые основные устойчивые связи и отношения.
• Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу "здесь и теперь".
• Восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу "черное — белое".
• Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.
• Происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.
2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.
А. Собственная мотивация. Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели — как возвышенные и потому достойные реализации. Поэтому оппонент закономерно приходит к выводу, что он прав.
Б. Мотивы оппонента
3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.
А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.
Целевая составляющая рассматривается в русле "Я прав, поэтому я должен победить!".
Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:
- я все делаю правильно (самоподдержка);
- по-другому в этой ситуации невозможно поступить (это единственно верное решение);
- он сам виноват, что мне приходится так действовать (возложение ответственности на другого);
- все так делают (размывание ответственности вообще).
Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью участника, которая может быть признана и одобрена, является "он должен уступить, он должен проиграть". Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях: это подлые поступки, (действиям приписывается противоправное содержание);
- он делает только то, что мне во вред (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);
- он намеренно так поступает (непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные).
4. Искажение восприятия личностных качеств.
А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные черты. Они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде участника. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности.
Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В участнике игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное.
Искажение обобщающего образа участника в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию "образа врага'4. Этот образ является целостным представлением об оппоненте, интегрирующим в себе как истинные, так и иллюзорные черты, качества и свойства. Признаки "образа врага": недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ участнику в сочувствии. Этот образ начинает формироваться в ходе латентной фазы конфликта в результате восприятия, детерминированного исключительно негативными оценками.
Выделим ряд факторов, которые усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации [11,20]:
• Состояние стресса. В значительной степени изменяет протекание психических процессов. Обычно затрудняет мышление, упрощает восприятие.
Темперамент и профессия. Типы темпераментов
Чем объяснить, что один человек более подвижный, другой - инертный, у одного выше работоспособность - особенно в экстремальных случаях, а у другого в таких условиях возникает страх и неуверенность?
Зависит это от динамических особенностей психики. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений п ...
Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми, имеющими
отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму
Планы коррекционных занятий с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны планы коррекционных занятий, направленных на поддержку и коррекцию детей с эмоциональными отклонениями, перенесших психологическую травму. Было раз ...
Тревога
Одним из важнейших понятий в психоанализе является тревога. Тревога является функцией Эго, и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать ее о надвигающейся угрозе.
Фрейд различал три вида тревоги: реальную тревогу, невротическую тревогу и моральную тревогу, или чувство вины. Основной тип - реальная тревога или страх реальных опасн ...