Введение
В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.
В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как "Развитие" Л.А. Венгера, "Радуга" Т.Н. Дороновой, "Детство" В.И. Логиновой, "Золотой ключик" Г.Г. Кравцова, "Рекорд – старт" В.Т. Кудрявцева. Однако, несмотря на одобрение и принятие подобных программ педагогами-практиками, их реализация не всегда успешна, в первую очередь из-за отсутствия диагностических мероприятий по выявлению дошкольников с особым потенциалом, и, как следствия, не владения коммуникативными особенностями креативных дошкольников. Таким образом, проблема развития креативности является наиболее значимой и актуальной в становлении личности дошкольника.
Анализ психолого-педагогической литературы и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что процесс развития креативных способностей в дошкольном образовании представлен на уровне инноваций, и, на наш взгляд, студентам дошкольных специальностей, как будущим практикам, особенно интересна и полезна данная проблема.
В соответствии с темой работы, научный аппарат экспериментального исследования был сформулирован следующим образом:
Цель исследования – исследовать особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.
Объект исследования – общение дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования – особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.
Гипотеза исследования:
1. У креативных дошкольников существуют специфические особенности общения со сверстниками, выражающиеся в следующих негативных моментах:
1.1. Проявления нецелесообразности, неуместности общения со сверстниками, превращение сверстников в предмет насмешек.
1.2. Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к навязчивому самоутверждению.
1.3. Отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на эмоциональное самочувствие собеседника.
1.4. Неорганизованность в соблюдении культуры общения, повышенная конфликтность.
1.5. Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника.
2. В результате коррекционно-развивающей работы возможна оптимизация общения со сверстниками у креативных дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи:
1. Оценить состояние проблемы общения креативных дошкольников со сверстниками в психолого-педагогической литературе.
2. На основе экспериментального исследования выделить группу креативных дошкольников.
3. Выявить особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.
4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на устранение негативных особенностей общения со сверстниками у креативных дошкольников.
5. Оценить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.
6. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников в различных видах деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения креативных дошкольников со сверстниками.
2. Наблюдение (одномоментные срезы, длительное наблюдение).
3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
4. Качественный и количественный анализ полученных результатов.
5. Анкетирование родителей.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
АДАПТИВНОСТЬ
1. Бывает, что я сержусь.
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда
4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
5. Запоры у ...
Общение, как психологическая проблема
Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в ...
Пиктограмма
Воспроизведено 10 из 10 предложенных для запоминания понятий. Испытуемый свободно устанавливал связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и при воспроизведении слов по рисунками. Это указывает на достаточную сформированность понятийного мышления.
Виды изображений:
абстрактные 0
знаково-символические 3
ко ...