Контрольный эксперимент
Для качественной оценки эффективности коррекционного воздействия мы провели контрольное наблюдение общения дошкольников экспериментальной группы (последняя неделя экспериментального исследования).
За основу была взята методика Н.Я. Михайленко по сюжетосложению, совпадающая с констатирующим исследованием. Детям в ненавязчивой форме было предложено вспомнить уже знакомую им игру – совместно придумать сюжет или реальную историю. Сначала были обговорены правила: передавать ход по очереди, выслушивая друг друга и не перебивая. Детям очень понравилась данная форма работы, они с радостью включились в знакомую для них деятельность, придумывая интересные сюжеты, включая в них реальные события из личного опыта, проявляя творчество и инициативу, полученный опыт работы в команде. В процессе заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, научились выстраивать новые последовательности событий. При этом они пытались ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Полученная информация обработана в соответствии с уровнями развития общения и отражена на диаграмме 5.
Для наглядности проведен сравнительный анализ развития общения на констатирующем и контрольном этапах (диаграмма 6).
Данные диаграммы 6 показывают, что проведение коррекционных мероприятий и создание эмоционально-положительной обстановки для поддержания общения сверстников позволило улучшить показатели общения в экспериментальной группе, а именно, сгладить трудности в общении у креативных дошкольников. Сравнение результатов констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает, что количество детей с низким и средним уровнем общения уменьшилось, за счет чего увеличилось количество детей, показавших высокий уровень общения, более чем в 2 раза. Была замечена тенденция перехода детей на более высокий уровень развития общения.
Диаграмма 5
Диаграмма 6
По данным диаграммы 6, поведение большинства креативных дошкольников стало более контролировано в соответствии с нравственными нормами общения. Дети, чье общение характеризовалось неуместностью и назойливостью, с помощью специальных упражнений освоили навыки культуры общения со сверстником, научились работать в группе сверстников, прислушиваясь к мнению другого, ставить и осознавать мотивы общения, снизилась частота конфликтов, негативного восприятия собеседника. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для коррекции негативных особенностей общения у креативных дошкольников.
Таким образом, контрольный эксперимент показал положительную тенденцию показателей общения в экспериментальной группе, а именно сглаживание негативных особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками, как результат проведения коррекционно-развивающих мероприятий.
Развитие личности младших школьников
В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка. Эмоциональная сфера в этом возрасте включаетс ...
Особенности развития и диагностики мышления в подростковом
возрасте
Особенности развития мышления подростков.
В предыдущих параграфах мы уже упоминали о том, что для подростка всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способ устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире – в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он п ...
Описание методик исследования[1]
1) Методика PARI, Parental Attitude Research Instrument (вербальный тест).
Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы: американские психологи Е.С.Шефери Р.К.Белл, методика адаптирована Т.В.Нещерет. Шкалы: отношение родителей к семейной роли, о ...