Выводы
Страница 1

В процессе изучения проблемы выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование общения креативных дошкольников со сверстниками в рамках констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов.

Констатирующий эксперимент в свою очередь состоял из нескольких этапов.

1. Выявление контингента креативных дошкольников.

Оценка уровня креативности происходила в естественных для дошкольника условиях игровой деятельности. Детям старшей группы (в количестве 18 человек) были предложены задания по методике Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой "Способность оригинально обыграть игрушку", "Придумывание сюжета по условию (Приложение № 2). Работа велась в индивидуальной беседе. На исследование по выявлению креативных дошкольников отводился 1 месяц (октябрь). Для количественной оценки были выделены три уровня, оценка проводилась по критериям развития креативности П. Торренса и Дж. Гилфорда.

2. Диагностика общения со сверстниками креативных дошкольников.

В ходе первого этапа диагностики общения решались следующие задачи:

выявление желания ребенка общаться и устанавливать контакты со сверстниками;

определение степени эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности (импульсивности) общения со сверстниками;

определение наличия (или отсутствия) потребности поддерживать и одобрять сверстника (самодостаточность).

Второй этап диагностики направлен на изучение общения сверстников в игровой деятельности. Предмет изучения:

ролевой диалог, где слитно выражаются, индивидуальный опыт ребенка и чувственно-эмоциональный обмен этим опытом, определенным образом показывающий отношение ребенка к партнеру по игре;

сюжетосложение, полно отражающее динамику межличностного общения дошкольников.

Опираясь на данные проведенной диагностики, были отмечены существенные отличия коммуникативного поведения креативных дошкольников, выражающиеся преимущественно в негативных моментах:

Проявления импульсивности, часто неуместности, нецелесообразности построения общения и взаимодействия со сверстниками.

Высокая степень интенсивности, избирательности общения, вследствие чего неустойчивость, изменчивость круга общения, отсутствие постоянных друзей-сверстников (недостаточное владение нравственными представлениями о дружбе, взаимовыручке и т.д.)

Неорганизованность в соблюдении правил, норм поведения, культуры общения, повышенная конфликтность.

Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к абсолютному самоутверждению: навязчивая демонстрация собственного мнения, превращение окружающих в предмет насмешек.

Высокая речевая активность, выражающаяся в рвении высказаться вперед всех, прерывании речи партнера, большом количестве отходящих от темы общения высказываний.

Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника.

Неумение сопоставить поведенческие модели себя и сверстника: отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на их эмоциональное самочувствие, негативная оценка успеха (неудач) сверстника.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на устранение негативных особенностей общения со сверстниками у креативных дошкольников.

2. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников.

Для создания полноценной коррекционно-развивающей наше внимание было обращено на следующие моменты:

использование косвенных приемов руководства;

развитие игрового общения;

использование средств литературы и искусства;

повышение культуры общения креативных дошкольников.

С учетом всех перечисленных рекомендаций был разработан комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на оптимизацию общения креативных дошкольников со сверстниками:

1) Организация деятельности дошкольников в парах (игра "Секрет" – вариант социометрической методики Т.А. Репиной [35].

Страницы: 1 2


Профориентация
Жизнь нашего общества – это, прежде всего, мир труда людей занятых в материальном и духовном производстве, в производстве полезных действий по обслуживанию человека, по упорядочению сложных социальных процессов. Разные виды труда не легко увидеть и представить себе не только потому, что они скрыты за закрытыми дверями, но и потому что, ...

Концепция личности А.В. Петровского
Определение личности, которое дает А.В. Петровский в своем учебнике по Общей психологии: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Понятие личность относится к о ...

Развитие личности младших школьников
В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка. Эмоциональная сфера в этом возрасте включаетс ...