Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
Страница 4

Материалы » Особенности адаптации первоклассников к школе » Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)

3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Содержание шкал варьируется различными авторами, в зависимости от цели исследования.

Цели применения:

Исследование особенностей и структуры самооценки младших школьников при поступлении в школу и сразу после завершения наиболее интенсивных процессов адаптации к обучению в школе;

Исследование основных сдвигов в самооценке школьников, произошедших за полгода с последнего обследования.

Содержание шкал:

Умственные способности (умный – не очень умный);

Трудолюбивый – ленивый;

Счастливый – самый не счастливый;

Мой характер (хороший – плохой);

Мой авторитет в классе (высокий – низкий);

Отношение учителей ко мне (любят – не любят);

Отношения с родителями (отличные – они меня совсем не понимают);

Прекрасное здоровье – сейчас мое здоровье очень слабое;

Красивый – не красивый;

Веселый – грустный.

Оборудование:

Для проведения методики необходимы индивидуальные бланки для каждого испытуемого. Кроме того, испытуемым необходима тетрадка или листок, которым они будут прикрывать линии сразу после их заполнения.

Процедура проведения:

Методика проводится в 2 этапа, с интервалом в 1 неделю. На первом этапе проводится оценка «Я-реального». Акцент в инструктировании на этом этапе необходимо сделать именно на том, что необходимо оценить себя не так, как, может быть, хотелось бы, а так, как есть сейчас на самом деле.

На втором этапе (ровно через неделю) по тем же шкалам проводится новое обследование, но уже в рамках оценки «Я-идеального» - оцените себя по каждой из линий, каким бы вы хотели себя видеть, например, лет через 10.

В данном, двухэтапном, варианте проведения методики, значительно ниже будет наблюдаться тенденция к переносу общей самооценки на все частные шкалы. Кроме того, оценка «Я-идеальное» значительно более замаскирована, а также отражает прогностическую самооценку.

Обработка данных:

Количественный показатель самооценки по каждой из шкал определяется расстоянием (в сантиметрах, с десятыми долями) от нулевой точки (нижний край линии) до крестика, отмечаемого испытуемым. Оценка проставляется прямо на бланке, справа от крестика, в виде числа – например, «8,7». Таким образом, в этом варианте самооценка может находиться в диапазоне от 0 до 10.

Страницы: 1 2 3 4 


Выводы и практические рекомендации
¾ Личностный преморбид подростков экспериментальной группы, страдающих на момент проведения исследования психическими расстройствами различной нозологической принадлежности представлен следующими преобладающими типами акцентуаций характера: астено-евротической в 29% случаев, шизоидной в 21% случаев, циклоидной в 14% случаев и лаб ...

Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении
Проблема надежности восприятия невозможна без учета ряда эффектов в процессе действия механизма стереотипизации. Наиболее типичными из них являются: хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в черно-белых красках; эффект снисхождения, то есть слишком положительная оценка наблюдаемых событий, поступков; эффект центральной тенденции, ...

Теоретические аспекты исследования созависимости и ее проявления в семьях алкоголе-и наркозависимых. Понятие созависимости
Зависимость от психоактивных веществ как заболевание достаточно хорошо изучена в науке Большинство специалистов - исследователей и практиков - пришли к заключению, что зависимость от психоактивных веществ - это системная дисфункция, которая, так или иначе, затрагивает всех членов семьи зависимого индивида. В настоящее время для описани ...