Словарик по теме
Страница 1

Материалы » Теория личности » Словарик по теме

Автономия

– внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

Верность

– психосоциальное качество, вытекающее из эго-идентичности, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия и ограничения.

Взаимозависимость.Термин, использовавшийся Эриксоном для выражения представления, согласно которому потребности и способности разных поколений находятся во взаимной зависимости.

Вина

– чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно.

Диффузия идентичности.

Статус эго-идентичности, при котором молодой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он (она) не делает определенного выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать выбор.

Достижение идентичности.

Статус эго-идентичности, характеризующийся переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того и другого.

Жизненный цикл

– последовательность психосоциальных стадий, следующих друг за другом о рождения до смерти.

Забота

– психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.

Изоляция

– чувство социальной опустошенности и болезненности, возникающее в результате неспособности достичь интимности.

Инертность

– состояние поглощенности самим собой, при котором индивидуум заботится только об удовлетворении своих потребностей.

Инициатива.

Связана с возрастом игры и отражает активный интерес к работе других, исследование всего нового, а также внутреннее чувство собственной способности предпринимать активные действия.

Интимность.

Сопровождает раннюю зрелость, включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность доверяться другому человеку.

Компетентность

– психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.

Кризис идентичности

– период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как «что я собой представляю?», «куда я иду?». Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации.

Любовь

– психосоциальное качество, вытекающее из чувства интимности, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс.

Мораторий

– статус эго-идентичности, при котором девушка или молодой человек переживает кризис идентичности, связанный с выбором профессии и идеологических убеждений, но их выбор и решения еще слишком неопределенные и общие.

Мудрость

– психосоциальное качество, связанное с чувством целостности «Я» (эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.

Надежда

– психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

Недоверие

– чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и миру в целом, сформировавшееся благодаря несамостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания.

Страницы: 1 2


Творческое «Я»
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Имен ...

Опытно-экспериментальная работа. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Эта методика предназначена для выявления социально-психологической адаптации, приятию других людей, эмоционального комфорта и дискомфорта группы, а так же для выявления доминированности или ведомости. Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их вс ...

Стиль жизни
Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте 4 или 5 лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям Кон ...