Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревогиСтраница 1
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице с соответствующими стилями поведения.
Избыточная потребность |
Проявления в поведении | |
1. |
В любви, привязанности и одобрении |
ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других неразборчивая потребность угождать и нравиться другим и получать одобрение непроизвольное стремление оправдывать ожидания других перенесение центра тяжести на других, а не на собственную личность, принимая во внимание только их желания и мнения боязнь самоутверждения боязнь враждебности со стороны других повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию |
2. |
В руководящем партнере |
перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести ответственность за все происходящее, как хорошее, так и плохое, причем успешное манипулирование «партнером» становится доминирующей задачей чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все |
3. |
В четких ограничениях |
предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок настоятельная потребность быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ потребность оставаться неприметным и занимать вторые места умаление своих способностей и потенциальных возможностей, принимая скромность за высшую добродетель стремление скорее сохранить, нежели потратить боязнь высказывать любые требования, подчинение другим боязнь иметь или отстаивать появляющиеся желания |
4. |
Во власти |
доминирование и контроль над другими как самоцель преданность делу, долгу неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе неразборчивое преклонение перед всякой силой и презрительное отношение к слабости боязнь неконтролируемых ситуаций боязнь беспомощности |
5. |
В эксплуатировании других |
оценка других людей в основном с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации различные сферы эксплуатации – деньги, идеи, сексуальность, чувства гордость своим умением эксплуатировать других боязнь быть самому используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их |
6. |
В общественном признании или престиже |
оценка всех и всего (людей, предметов, денег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соответствии с их престижностью желание быть объектом восхищения со стороны других представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса, характера публичного признания боязнь потери привилегированного положения в обществе либо из-за внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов |
7. |
В восхищении собой |
стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений раздутое представление о себе (нарциссизм) потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих самооценка, целиком зависящая от соответствия идеальному образу и от восхищения этим образом другими людьми боязнь утратить восхищение и испытать «унижение» |
8. |
В честолюбии |
сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия потребность превосходить других людей не посредством того, что ты собой представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности прямая зависимость самооценки от того, является ли невротик лучшим или нет стремление быть лучшим спортсменом, любовником, писателем, рабочим – особенно в собственных глазах, однако признание со стороны других также имеет важное значение, и его отсутствие вызывает обиду непрестанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на всепроникающую тревожность страх неудачи |
9. |
В самодоста точности и независимости |
настоятельная потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или не быть абсолютно ничем связанным, любая близость влечет за собой опасность какого-либо вида порабощения избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств дистанцирование от всех и вся является единственным источником безопасности боязнь потребности в других людях, в каких-либо связях, близости, любви |
10. |
В безупречности и неуязвимости |
погоня за совершенством попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях поддержание впечатления совершенства и добродетели навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками чувство превосходства над другими людьми на основе собственного совершенства боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки боязнь критики или упреков |
Эмпирическое исследование влияния мотивации на результаты спортивной
деятельности у младшего школьника. Организация
исследования мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего
школьника
Объектом
данного исследования является мотивация младших школьников.
Предмет
исследования – влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников.
Цель
исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школы и факторов, влияющих на ее формиров ...
Основы постижения внутреннего мира собеседника
Скорость прочтения "внутреннего мира" другого человека и качество этого прочтения у разных людей неодинаковы. Эти характеристики могут быть значительно усилены при наличии соответствующих знаний и достаточного жизненного опыта.
Основные условия результативного прочтения внутреннего мира собеседника.
1) Стараться избежать шаб ...
Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с
недостатками психомоторного развития
Первые отечественные работы, посвященные психологической реабилитации дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах М.В. Ипполитовой (1967) и Л.А. Даниловой (1969). Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования ...