Простые аналогии
В большинстве предложенных пар испытуемый довольно легко и быстро нашел различия и сходства. Однако в некоторых парах он никак не мог определить, чем схожи предметы - это в большей степени касается более сложных ("маленькая девочка - большая кукла") и более абстрактных ("обман - ошибка") понятий. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, переход от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Однако в целом наибольшую трудность вызывало нахождение различий у предлагаемых понятий, при чем не сама операция: испытуемый как бы избегал это задание, просто говоря "разные". В первых парах слов испытуемый без затруднений определял общее, но когда говорил о различиях, не мог точно сформулировать свое понимание этого различия: "разные животные", "разный транспорт". Когда экспериментатор попросил более конкретно объяснять различия между понятиями, испытуемый на некоторое время исправил свою ошибку и стал детально разъяснять отличительные черты, однако в 9 и 15 заданиях опять потребовалось напоминание экспериментатора: "Чем же похожи?". За операцией различения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (в онтогенезе созревает раньше).
Корректурная проба.
№ временного интервала (каждый по 60 с) |
Количество просмотренных знаков |
Количество пропусков |
Количество ошибок (лишние знаки) |
1 |
113 |
1 |
- |
2 |
112 |
2 |
- |
3 |
79 |
2 |
- |
4 |
140 |
3 |
- |
5 |
129 |
1 |
- |
Скорость выполнения задания неустойчива: на первых двух пробах она почти одинаковая, на третьей резко падает (возможно, внешний раздражитель - шум в помещении), на двух последних пробах скорость возрастает, превышая показатели начальных проб. Это в целом указывает на колебания устойчивости внимания, а сравнительно хорошие показатели на последних этапах могут свидетельствовать о долгой врабатываемости испытуемого. Число ошибок незначительно, но возрастает: 1, 2, 2, 3; однако в последней пробе дальнейшее снижение точности не происходит. В общем можно говорить о недостаточной, сниженной концентрации внимания у испытуемого - он успел просмотреть небольшое количество строк.
Особенности работы
подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва
Негосударственное образовательное учреждение "Солнечный круг" создано в 1996 году при содействии Психологического института Российской Академии образования и российского отделения Евроталанта (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей и подростков при Совете Европы). Учреждение начало работу как детски ...
Личность подчиненного как объект управления
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Главная сфера приложения сил психологии управления - исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношен ...
Особенности управленческого общения с подчиненными
Разновидностью ролевого общения является управленческое общение, то есть общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости исходя из выполняемых социальных ролей, направленное на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в организации.
Основные ф ...