Оценка самоактуализации
Хотя, Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, он пытался помочь людям увидеть важность самоактуализации. И неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. В 1964 году Shostrom разработал «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory ,POI), который дал возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. POI – это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Опросник состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени. Вторая шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. Тест с успехом используется, для измерения позитивного уровня психического здоровья человека, позволяет оценить его уровень самоактуализации.
Анализ полученных данных
Выявив педагогов с различным стажем педагогической деятельности, мы можем разделить их на группы (см. Табл.1.).
Таблица 1
1 группа
2 группа
испытуемые
Стаж работы
испытуемые
Стаж работы
Т.А.
15 лет
Ш.М.
5 лет
К.А.
18 лет
И.Н.
6 лет
О.М.
26 лет
О.Т.
5 лет
Д.Т.
17 лет ...
Психологические характеристики личности преступника
Характеризовать личность преступника — значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида.
Психология личности преступника — совокупность социально негативных, типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного типа и вида.
Преступления совершаются не из- ...
Специфика профессии учителя
«Влияние профессии распространяется на всю нашу духовную жизнь, избавиться от него мы не можем, и тем сильнее сказывается оно, чем дольше человек остается в пределах своей профессии. В последнем случае однобокость мировоззрения, профессиональная нетерпимость к членам других профессий – неизбежное следствие влияния профессии» [21].
Соро ...