Семья как важнейший институт социализации и один
из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личностиСтраница 4
Исследования фактора семейной дисциплины говорят о том, что она оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам; когда между детьми и родителями складываются демократические отношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм (Zelkowitz, 1987), (87).
Излишняя снисходительность со стороны родителей ведет к отставанию в социализации и нравственном развитии ребенка, поскольку детям не помогают учиться контролировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок остается как бы вне морали. Подросткам необходимо родительское руководство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутреннего стержня.
Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям следовать позитивной ролевой модели. Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценностями родителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают правонарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрезмерной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей.
Сверстники оказывают большое влияние на развитие личности подростков, особенно тех, кто имеет максимум возможностей для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Социальные контакты с людьми другой культуры и иного общественно-экономического статуса влияют на моральное развитие (Kohlberg, 1966).
Многочисленные исследования показывают, что формирование независимых моральных суждений чаще происходит у мальчиков, так как родители, как правило, предоставляют им большую свободу, чем девочкам; поэтому у мальчиков намного шире возможности для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Будучи менее самостоятельными, девочки, в свою очередь, отзывчивее, заботливее, чувствительнее к нуждам других. В этом смысле их можно назвать более нравственно зрелыми, поскольку они сосредоточены не на собственной персоне, а на окружающих их людях (Gilligan, 1977; Ornum et al., 1981), (93).
Особенности работы
подготовительных групп детского сада Юго-западного административного округа г. Москва
Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребенка - Детский сад "Дошколенок" расположено по адресу: адрес: г. Москва, ул. Габричевского, 8, стр.3 и имеет филиал: ЮЗАО - ул.Б. Черемушкинская, 15-А. Детский сад работает пять дней в неделю с 7.30 до 19.30.
Детский сад "Дошколенок" работает в ...
Особенности подросткового возраста
В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он – также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания ...
Оценка валидности
эксперимента как условие достоверных выводов
Иногда оценку достоверности выводов связывают с возможностью сделать на основе проведенного эксперимента такие выводы, которые являлись бы обоснованными в случае приближения этого эксперимента к безупречному. Более широкая трактовка достоверности выводов включает оценку их правильности с точки зрения проявленной исследователем логическо ...