Развод и подросткиСтраница 3
Одинокой женщине с детьми часто приходится играть роль не только матери, но и отца – она оказывается перегруженной всевозможными делами, так как теперь вынуждена решать все семейные проблемы самостоятельно (Berman and Turk, 1981; Bird and Harris, 1990). Продолжение контактов между бывшими супругами может причинять мучительные страдания обоим. Однако бывает и так, что поддержка бывшего мужа или жены весьма полезна (Ferreiro, Warren, and Копапс, 1986), (92). Бабушки и дедушки также могут оказать положительное воздействие на привыкание подростков к новым условиям жизни. Правда, не все родители, а также не все бабушки и дедушки способны помочь детям (Spanier and Hanson, 1982). Если бывшие супруги оказываются не в состоянии успешно преодолеть переходный период своей жизни, им следует обратиться за помощью к специалисту, поскольку, как было уже сказано выше, от их умения приспособиться к новой ситуации зависит и адаптация подростков (Guidubaldi and Perry, 1985), (88).
Существуют серьезные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье (Amato, 1988; Kobrin and Waite, 1984; Mueller and Cooper, 1986). Другими словами, склонность к разводам, похоже, передается от поколения к поколению.
Многие исследователи пытались разобраться в причинах этого явления (Glenn and Kramer, 1987). На сегодняшний день для него существует два правдоподобных объяснения. Одно из них заключается в том, что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям, поэтому их союз может разрушиться с большей вероятностью, чем у тех, кто вырос в крепкой семье. Они проявляют большую нерешительность и осторожность до вступления в брак и часто заявляют, что никогда не станут связывать себя семейными узами. Однако чаще всего они, как и большинство людей, все же обзаводятся семьей. Дети разведенных родителей испытывают внутреннюю потребность в прочном браке, однако часто стараются подстраховать себя на случай неудачи, во многом отстраняясь от семейных забот (Glenn and Kramer, 1987), (93).
Второе объяснение основано на том, что дети разведенных родителей вступают в брак раньше детей из прочных семей. Причиной этому может быть внутренняя потребность вырваться из неблагоприятной домашней обстановки. Но, как показали исследования, ранние браки значительно чаще заканчиваются разводом (Booth and Edwards, 1985).
Таблица 1.
Процентные показатели наличия вредных привычек у подростков из разных типов семей.
Тип семьи |
Количество подростков |
Пробовали курить сигареты |
Курят сигареты постоянно |
Употребляют алкоголь |
Курят марихуану |
Опыт интимных отношений |
обычная |
1230 |
36,1 |
11,2 |
47,3 |
5,5 |
11,4 |
с отчимом |
245 |
45,8 |
19,2 |
53,4 |
12,3 |
20,6 |
с мачехой |
51 |
56,9 |
16,3 |
66,7 |
16,0 |
28,0 |
оба родителя неродные |
47 |
51,1 |
15,4 |
54,3 |
4,3 |
20,0 |
с матерью-одиночкой |
410 |
44,8 |
13,3 |
53,9 |
10,1 |
23,0 |
с отцом-одиночкой |
95 |
43,0 |
13,4 |
53,7 |
14,9 |
27,2 |
Итого: |
2078 |
40,3 |
12,9 |
50,3 |
7,9 |
16,1 |
Теоретическая часть. Понятие о воображении (фантазии)
В психологической литературе изучению воображения посвящено много исследовательских трудов отечественных учёных.
По определению П.Я. Гальперина воображение - это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образа предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений (восприятий). Оно представляет собой часть ...
Изучение психологического климата класса у младших школьников и старших
подростков
Исследование проводилось в средней школе № 44 г. Севастополя.
Мной был рассмотрен психологический климат в раннем подростковом возрасте (5-Б класс) и в старшем подростковом возрасте (10-А и 10-Б классы).
Наблюдение проводилось мной при посещении школьных уроков, и при непосредственном общении с учениками на классных часах в течение вс ...
Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте.
Перейдем от описания особенностей развития мышления подростков к обсуждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отметим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый ппсиходиагностический подход, учитывающий как их детские, так взрослые черты. По уровню свое- го интеллектуального раз ...