Анализ литературных источников. Возникновение и
развитие военной психологииСтраница 1
Современная психологическая наука состоит из множества разнообразных отраслей, разделов и направлений, которые возникали и формировались в процессе развития психологической науки. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении всей своей истории развития психологическая наука наиболее бурно развивалась в периоды, связанные с необходимостью решать задачи обеспечения деятельности человека в необычных или очень сложных условиях. К числу таких деятельностей с полным основанием относится и военное дело.
Интерес к «солдатской душе» выказывали многие видные полководцы начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдата к бою уделяли и русские полководцы.
Особо важное значение для развития военно-психологической мысли в России сыграли прогрессивные взгляды А. В. Суворова (1730-1800). По существу, Суворов обосновал и создал на практике систему психологической подготовки войск. Понимая значение умственного развития воинов, он говорил, что с «солдатом без головы никакой баталии выиграть нельзя». Поэтому Суворов всячески ратовал за такую учебу, которая бы вызывала у солдат интерес, заставляла их думать и действовать в различных условиях, помогала им быть бодрыми, смелыми, мужественными и стойкими. Суворову принадлежит почти исчерпывающий для того времени и не устаревший и поныне перечень качеств, необходимых воину: любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе, сообразительность, находчивость, взаимовыручка, твердая воля, инициатива, военная хитрость, активность и т. д.1
Ученик Суворова М. И. Кутузов (1745-1813) постоянно претворял в жизнь суворовские идеи о решающей роли человека на войне. На флоте прогрессивные идеи о необходимости морально-психологической подготовки матросов постоянно развивали и пытались воплощать на практике Ф. Ф. Ушаков (1745-1817), Д. Н. Сеня-; вин (1763-1831), М. П. Лазарев (1788-1851), П. С. Нахимов (1802-1855) и др. Так, адмирал П. С. Нахимов говорил, что «матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами, он же наводит орудие на неприятеля; матрос бросится на абордаж, ежели понадобится; все сделает матрос Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство » [ 47 ]
Существенный вклад в развитие военной психологии в конце XIX — начале XX в. внес адмирал С. О. Макаров (1848-1904) [ 2 ]. Он постоянно говорил о том, что каждый поход необходимо полностью использовать для приобретения новых знаний и навыков, для формирования таких качеств, как смелость, находчивость, хладнокровие, глазомер, выносливость, умелость. Только такие высокие морально-боевые свойства, несомненно, позволят матросу быть готовым ко всем случайностям в морском бою.
Макаров впервые предложил приспособить специальный корабль для психологической подготовки матросов и военнослужащий сверхсрочной службыов к борьбе за живучесть кораблей. Свое мнение он предварил следующими словами: «Человек так создан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до последней крайности»3. На этом учебном судне по требованию Макарова должны были тренироваться команды всех кораблей.
Большой вклад в развитие военной психологии во второй половине XIX в. внес генерал М. И. Драгомиров (1830-1905). Ему принадлежит немало работ по обоснованию психологических путей военного воспитания и обучения солдат. В подготовке войск он четко различал воспитание и обучение, но не отрывал их друг от друга. При этом первое он рассматривал как процесс закрепления определенных умственных и нравственных качеств, развития воли, формирования морально-боевых состояний и готовности к бою.
Драгомиров постоянно требовал приближения условий учений и маневров к условиям боевой обстановки. Его утверждение о том, что учебная обстановка должна быть не только «внешним подобием боя», но и реальной напряженной обстановкой, которая своим внутренним содержанием формирует у солдат и военнослужащий сверхсрочной службыов необходимые боевые и психологические качества, весьма актуальна и сегодня. В целях формирования психологической готовности к бою он рекомендовал проводить одиночное обстреливание солдат у мишеней, учения под траекториями снарядов, боевые стрельбы артиллерии на две стороны.
В системе военно-психологических взглядов Драгомирова центральное место занимают два понятия — самосохранение и самоотвержение. Причем поведение человека в бою он определял борьбой между ними: самоотвержение поддерживается и развивается волей, а самосохранение — умом. Областью воли ведает воспитание, а ума — обучение. Так как в бою необходимо в первую очередь самоотвержение, то военное дело «более волевое, нежели умовое», поэтому и воспитание воина, по мнению Драгомирова, важнее его обучения.
Теоретическая часть. Теоретические
основы изучения ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...
«Родительская» и «педагогическая» установки
Понятие установки достаточно многозначно по своему содержанию. В качестве рабочего определения можно предположить, что установка - готовность к определенному восприятию ситуации и реагированию на нее. Установка, как комплексное психологическое образование, пронизывает вce сферы жизнедеятельности личности: семейную, учебную, профессионал ...
Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье. Понятие
насилия в семье. Категория детей, переживших насилие
Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.
В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитаци ...