Человек как открытая информационная система.Страница 1
Как известно, каждый человек представляет собой открытую информационную систему. Информация из внешнего и внутренних миров поступает через «входы» — сенсорные каналы (анализаторы): зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и т.д.
При переработке в нашей нервной системе информация существенно трансформируется, она может искажаться, частично теряться или обогащаться дополнениями. Трансформация осуществляется при прохождении по нервным путям и при перекодировке нервного импульса в словесные сигналы. После получения сенсорного опыта мозг человека перекодирует сигналы в слова, привязывая их к объектам (стимулам) окружающей среды. Так каждый человек в индивидуальном порядке строит свою картину мира, дает этому сенсорному опыту свое описание, организует этот опыт логично и связанно для себя. Составление карты реальности с помощью слов формирует в свою очередь обширные семантические поля в психическом пространстве человека. Именно в этих полях закладываются невротические проблемы, сюда вживаются различного рода словесные программы, которые могут мешать человеку быть счастливым, а могут и делать его таковым. Здесь располагаются установочные призмы, через которые человек видит мир в преломленном в них виде. «Все мужчины подлецы. Бойся мужчин» — говорит умирающая бабушка своей внучке. А теперь, когда внучке уже 40 лет, она не может объяснить своего одиночества или объясняет словами бабушки. Эта призма (программа), что ложная семерка, по выражению Р. Хаббарда, в сломанном калькуляторе. Вы набираете 2x2, но получаете не 4, а 28.
Каждый человек воспринимает свою карту как реальность, поскольку для него она логична и объяснима. Однако у каждого эта реальность своя, поэтому при взаимодействии человека с человеком, одной картины мира с другой, могут возникать недопонимания, а то и конфликты. Отчего же эти карты существуют лишь в единственном экземпляре? Да потому что одна и "та же" информация перерабатывается в уникальной «ЭВМ» — человек и при этом проходит как минимум три фильтра:
1)
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР
Всем известно, что информация, поступающая через 5 органов чувств, не вся осознается.
Например, звук волны, частота которой либо меньше 20, либо, наоборот, больше 20 000 колебаний в секунду человеческим ухом «не воспринимается» — это подпороговый диапазон.
Зрительная система способна улавливать волны в интервале от 380 до 680 миллимикрон. У каждого человека этот диапазон сенсорных каналов от природы или от воспитания может быть разным.
2) СОЦИАЛЬНЫЙ
ФИЛЬТР
Речь идет об ограничениях восприятия и переработки информации, искажающих реальность, связанных, например, с общественными нормами, традициями, законами социальной системы, в которой мы воспитываемся.
Например, восприятие статуи Венеры Милосской.
3) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР
Этот уровень ограничений связан с уникальным жизненным опытом каждого человека. Никто и никогда не способен повторить нашу жизнь один к одному. Даже однояйцевые близнецы, живущие в одной семье, имеют похожее, но не идентичное мировосприятие.
Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в
семье.
Большинство случаев проявления агрессии, которые мы наблюдаем вокруг себя, являются эмоциональной реакцией на неудовлетворительное состояние дел. Люди, чувствующие себя несчастными по той или иной причине, могут испытывать повышенное раздражение и проявлять склонность к агрессии. Берковец, утверждает, что многие
(но, разумеется, не все ...
Отцы и дети. С чего начинается понимание?
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - лег ...
Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения
межличностных конфликтов в классе
Профилактика конфликтов – это их предупреждение.
Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших ...