Опросник Басса- ДаркиСтраница 1
Можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: « .реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующиЙ проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает «да» или «нет». (См. Приложение 1)
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
3. Ученикам даётся бланк вопросов. На против каждого вопроса стоит ответ да и нет, подходящий ответ обводится карандашом. Отвечать предлагается не задумываясь, затрачивая на прочтение вопроса и ответ до 20 секунд. Общее время проведения опроса составило 35 минут. Испытуемые обозначены номерами девочки (1-12
), мальчики (13-20).
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и
"нет"=1, "да"=0: 9 и 7 утверждения.
2. Косвенная:
"да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и
"нет"=1, "да"=0: 26 и 49.
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
"нет"=1, "да"=0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
"да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и
"нет"=1, "да"=0: 36.
5. Обида:
"да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и
"нет"=1, "да"=0: 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
"да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
"нет"=1, "да"=0: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса +4, а враждебности – индекс враждебности – 7 + 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Полученные данные я подсчитала и распределила уровень агрессивности учеников по соответствующим шкалам. Выявила индекс враждебности, индекс агрессивности, норму агрессивности и норму враждебности. Описала полученные данные (См. Глава 3, 3.1).
Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций. Понятие
ценностей и ценностных ориентаций личности
Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению фи ...
Анализ результатов изучения психологического
климата и характера взаимоотношений в семье
Для проведения экспериментальной части нашей работы были созданы все условия как со стороны родителей, участвовавших в исследовании, так и со стороны педагогов ДОУ. Во время посещения семей, и во время беседы с родителями, нами были проявлены тактичность и внимательность. Были заранее продуманы: цель и план беседы, вопросы для общения. ...
Защитные механизмы
Основная психодинамическая функция тревоги - помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами и в подходящее время. Защитные механизмы Эго помогают в исполнении этих функций, а также охранять человека от захлестывающей его тревоги. ...