Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов
и А.Е.Личко)Страница 1
Иванов Николай Яковлевич - научный сотрудник отделения подростковой психиатрии. Основное направление научных исследований: патохарактерологическая диагностика акцентуаций характера и психопатий в подростковом возрасте, научная информатика в психиатрии и медицинской психологии.
Личко Андрей Евгеньевич - доктор медицинских наук. Основное направление научных исследований: диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте, патохарактерологическая диагностика.
Подростковый возраст является периодом становления характера — в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности нарушений поведения, острых аффективных реакций. Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор при психических заболеваниях. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обследование позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка — психологической склонности к алкоголизации, к делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности в системе личностных отношений.
Эти показатели включены в основной код оценки результатов, т.к. как они используются в качестве дополнительных баллов при определении типов характера.
Специальные дополнительные шкалы предназначены для оценки склонности к депрессиям, риска социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риска злоупотребления, риска ранней половой жизни у девочек и для дифференциальной диагностики истинных и демонстративных попыток самоубийства у подростков.
Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 13–17 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей.
С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера, краткое описание которых приводится в главе 1.5.
Гипертимный тип (Г). Циклоидный тип (Ц). Лабильный тип (Л). Астено-невротический тип (А). Сенситивный тип (С). Психастенический тип (П). Шизоидный тип (Ш). Эпилептоидный тип (Э). Истерический (гистрионический) тип (И). Неустойчивый тип (Н). Конформный тип (К).
ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых(См. Приложение 2).
С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (См. Приложение 2). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов. Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2 (См. Приложение 2).
В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.
Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых.
V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)
Юность, на которую приходится пятая стадия развития по Эриксону, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; является продолжением латентной стадии по Фрейду. Она характеризуется самым глубоким жизненным кризисом – кризисом идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в разв ...
Эмпирическое исследование влияния мотивации на результаты спортивной
деятельности у младшего школьника. Организация
исследования мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего
школьника
Объектом
данного исследования является мотивация младших школьников.
Предмет
исследования – влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников.
Цель
исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школы и факторов, влияющих на ее формиров ...
Особенности личности родителей-педагогов и влияние их на воспитание ребенка. Влияние личностных особенностей родителей на их отношения с
ребенком
Несмотря на то, что по проблеме воспитания накоплен, пожалуй, самый огромный научный опыт, процесс семейного воспитания остается одним из самых непредсказуемых и самых вариативных. Достаточно большое значение исследователи придают личностным особенностям родителей, влиянию их на отношения с детьми. К примеру, можно рассмотреть ригидност ...