ЗаключениеСтраница 3
Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член, и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности;
- каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
- анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
- анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);
- анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).
Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической 6лиэости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Частая общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии группировок в семье.
Рисуя сваю семью, некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувства неполноценности, которую он испытывает в семье.
На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации.
2. Считается, что ребенок, прежде всего, рисует, детализирует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. Если же ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.
Если отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.
Можно наблюдать несколько стилей рисования, особенно детей младшего возраста, часто одним стилем рисуются отец и братья, другим - мать и сестры. Особенно отличается прорисовывание волос и одежды. Потому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.
3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и, вообще, о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего шкального возраста и старше, отговариваются тем, что не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально. Педагог может успокоить ребенка, сказав, что в предложенном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи.
Многочисленные отговорки, манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, а его потребности в помощи со стороны взрослого.
Чаще всего ребенок начинает рисовать того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. В некоторых случаях это может указывать на эмоционально неоднозначное, и даже негативное отношение ребенка к этому человеку. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста педагогу не стоит вступать в разговор с ребенком.
Потребление и потребности
Цели урока:
Развитие в учениках заинтересованность к урокам;
Воспитать в учениках экономически образованных личностей;
Научить эффективному потреблению благ.
Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возмож ...
Младший школьный возраст.
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка Под влиянием предъявляемых к нему требований (по некоторым подсчетам уже в первых классах их 37), начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным ...
Межличностная аттракция
Под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения людей друг к другу в процессе восприятия.
Первичное исследование данного процесса было начато в 30-х годах прошлого столетия и началось с анализа вопросов почему людей друг в друге привлекает то или иное. Т.е. был исследован процесс привлекател ...