Заключение
Страница 2

Приложение 2

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.

Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.

Таблица 2 - Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1.Благоприятная семейная обстановка

1. Общая деятельность всех членов семьи

0,2

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

З. Изображение всех членов семьи

0,2

4. Oтcyтствие изолированных членов семьи

0,2

5. Oтcyтствие штриховки

0,1

6. Хорошее качество линий

0,1

7 Oтcyтствие показателей вpaждебности.

0,2

8.Адекватное распределение людей на листе

0,1

9. Другие возможные признаки

-----

2.Тревожность

1. Штриховка

0,1; 2,3

2. Линия основания - пол

0,1

3. Линия над рисунком

0,1

4. Линия с сильным нажимом

0,1

5. Стирание

0,1;0,2

6. Преувеличенное внимание к деталям

0,1

7. Преобладание вещей

0,1

8. Двойные или прерывистые линии

0,1

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

------

3.Конфликтность

1. Барьеры между фигурами

0,2

2. Стирание отдельных фигур

0,1;0,2

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

0,2

4. Выделение отдельных фигур

0,2

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

6. Неадекватная величина отдельных фигур

0,2

7. Несоответствие вербального описания рисунку

0,1

8. Преобладание вещей

0,1

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0,2

10. Член семьи, стоящий спиной

0,1

11.Другие возможные признаки

----

4.Чувство неполноценности

1. Автор рисунка непропорционально маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция автора от других

0,1

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

----

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0,2

2. Агрессивная позиция фигуры

0,1

3. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

----

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Мужчина и женщина на производстве. Пол и выбор профессии
Вечен ли спор о преимуществах мужчины или женщины? А может быть дело не в преимуществе, а во взаимном дополнении. И какими бы не были доводы оппонентов, очевидно, что знание различий психологии полов в работе с людьми просто необходимо. Исследованиями установлено некоторое преимущество мужчин в пространственной и временной ориентации, в ...

Структурные особенности социального интеллекта
Способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую кон ...

Исследование личностных особенностей педагогов. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 7 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 15 до 26 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 5 до 8 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате. Исследование проводилось при помощ ...