Заключение
Страница 2

Приложение 2

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.

Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.

Таблица 2 - Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1.Благоприятная семейная обстановка

1. Общая деятельность всех членов семьи

0,2

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

З. Изображение всех членов семьи

0,2

4. Oтcyтствие изолированных членов семьи

0,2

5. Oтcyтствие штриховки

0,1

6. Хорошее качество линий

0,1

7 Oтcyтствие показателей вpaждебности.

0,2

8.Адекватное распределение людей на листе

0,1

9. Другие возможные признаки

-----

2.Тревожность

1. Штриховка

0,1; 2,3

2. Линия основания - пол

0,1

3. Линия над рисунком

0,1

4. Линия с сильным нажимом

0,1

5. Стирание

0,1;0,2

6. Преувеличенное внимание к деталям

0,1

7. Преобладание вещей

0,1

8. Двойные или прерывистые линии

0,1

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

------

3.Конфликтность

1. Барьеры между фигурами

0,2

2. Стирание отдельных фигур

0,1;0,2

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

0,2

4. Выделение отдельных фигур

0,2

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

6. Неадекватная величина отдельных фигур

0,2

7. Несоответствие вербального описания рисунку

0,1

8. Преобладание вещей

0,1

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0,2

10. Член семьи, стоящий спиной

0,1

11.Другие возможные признаки

----

4.Чувство неполноценности

1. Автор рисунка непропорционально маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция автора от других

0,1

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

----

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0,2

2. Агрессивная позиция фигуры

0,1

3. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

----

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Личность и социальная установка
Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Томас и Знанецкий описали и четыре функции атти ...

Особенности мыслительной деятельность в отрочестве.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоени ...

Результаты исследования и их интерпритация
На первом этапе исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей подростков двух групп. Результаты обследования подростков по методике М.Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2., свидетельствуют о следующем: Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «про ...