Теоретические основы формирования психических и моторных функций у
дошкольников с аномалиями физического развития. Сущность
теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторнСтраница 2
На практике это не так, поскольку в предварительных рассуждениях не учтен социальный фактор. Социальный фактор является мощным средством профилактики и преодоления вторичных нарушений.
Согласно теории Л. С. Выготского (1960), чем далее отстоит вторичный симптом от первичного, тем лучше он поддается коррекции. В связи с этим в раннем возрасте, когда сенсомоторное развитие является доминирующим, такие дети всегда отстают в развитии от сверстников. И здесь, действительно, степень двигательных нарушений непосредственно определяет уровень развития сенсорных функций. Но уже в дошкольном возрасте, когда ребенку становится доступным накопление представлений, развитие памяти и речи, он начинает догонять своих сверстников и становится значительно менее зависимым в психическом развитии от своих двигательных возможностей. Сенсорное развитие корригируется за счет организации перцептивных действий. Внимание и память развиваются благодаря специальным тренировкам. Речь и мышление совершенствуются в общении с окружающими и, особенно, в процессе коррекционных занятий. К семи годам такой ребенок в состоянии усваивать программу массовой школы за исключением тех разделов, которые непосредственно связаны с физическим развитием. Моторные нарушения могут повлиять на способы, приемы обучения, но не определяют принципиальную способность к усвоению содержания образовательной программы. К сожалению, далеко не все дети с ДЦП развиваются
и по
такому сценарию. Многое зависит от объема поражения ЦНС и связанных с этим возможностей компенсации, от наличия и характера сопутствующих нарушений и, конечно, от наличия и характера специальной психолого-педагогической помощи, а также от двигательных возможностей ребенка. Психологами выявлено, что особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей ранней коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций и личности ребенка.
Как показывают исследования, проведенные в России и за рубежом, уже на ранних этапах развития функции отображения пространства тесно связаны с практической деятельностью ребенка, возможность которой формируется одновременно с укреплением совместной работы зрительного, кинестетического и вестибуляторного анализаторов (А.Н. Леонтьев, 1999). По данным ряда отечественных авторов, качественные особенности предметной деятельности ребенка и его сенсорное окружение детерминированы его социальной средой (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, 1967 и др.), что в свою очередь определяет формы отражения пространства. Тесная связь с практической деятельностью человека характерна не только для относительно элементарных функций пространственного восприятия, но и для таких сложных и опосредованных процессов, как пространственные представления и пространственное мышление (Ф.Н. Шемякин и др.,1959).
По данным ряда исследователей, в развитии процессов отражения пространства человеком важнейшую роль играют речевые процессы (Н.Ю. Ченцов, 1980). Так, в частности, только субъективное пространство человека, в отличие от субъективного пространства животных, обладает ассиметричной природой, зафиксированной в языке (А.Р. Лурия,2000). По данным многочисленных исследований, зрительно-пространственные функции человека не являются гомогенными по своей структуре и проходят по крайней мере три этапа своего становления (Б.М. Величковский и др.,1973). На первом этапе (в течение первых месяцев жизни) происходит формирование элементарных предпосылок развития пространственного восприятия - способности к локализации стимулов взором, ориентировочного рефлекса на пространственно расположенный стимул, объединение пространственных полей различных анализаторов и т.п. (Т. Бауэр, 1979). На втором этапе можно наблюдать появление функций, относящихся к собственно восприятию трехмерного пространства - константности восприятия величины и формы, развитие восприятия удаленности предметов, их ориентации и др. На третьем этапе, в середине второго года жизни ребенка можно наблюдать появление пространственных представлений и пространственного мышления, тесно связанных в своем генеза с развитием предметной деятельности ребенка и появлением речи (С.Т. Гаджиев, 1966). Пространственные представления в отличие от перцепции позволяют субъекту оперировать пространственной информацией в отсутствии реальных объектов в поле его восприятия. По данным ряда авторов, пространственные представления проделывают сложный путь развития - от элементарных форм, оперирующих единичными свойствами объектов до сложных пространственных схем, построенных на основе "систем отсчета", не связанных со свойствами самих объектов (Ф.Н. Шемякин и др., 1968). В своем развитии пространственные представления проходят ряд качественных этапов и завершают свое формирование только в подростковом возрасте (О.А. Красовская, 1980).
Влияние на семью соматических болезней ребенка
Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Обычно отцы не склонны драматизировать ситуацию, в то время как матери часто впадают в депрессию, испытывают чувство вины. Поэтому у матерей, как правило, проявляется больше психических симптомов в связи с болезнью ребенка, чем у отцов. Многое говорит о том, что модель реакции родителей ...
Карл Роджерс
Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма
Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваю ...
Типология личности преступника
В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности. В совершении преступного деяния поведенческий тип личности — основная ег ...