Теоретические основы формирования психических и моторных функций у
дошкольников с аномалиями физического развития. Сущность
теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторнСтраница 6
и может сохраняться на протяжении всей жизни. Осязательное восприятие также неполноценно: по данным Л.А. Даниловой у многих детей имеет место астереогноз. Исследователи отмечают снижение слуха в 6—23% случаев, а у детей с гиперкинетической формой ~ в 60% случаев.
Часто встречаются разнообразные нарушения зрения. По данным Хендерсон 8% детей с ДЦП — слепые, 6% — слабовидящие. У 13% детей наблюдается нистагм, у 9% — атрофия зрительных нервов, у 6% — аномалии сетчатки. В целом снижение остроты зрения выявляется у 32—51% детей. Нарушения функции глазодвигательного аппарата, т.е. расстройства аккомодации и конвергенции отмечаются у 50—70% детей. Ограничение поля зрения наблюдается у 25,5—40,5% детей. Специфическими для детей с ДЦП являются нарушения фиксации взора и прослеживания. Э.Л. Басова при исследовании двухлетних детей с ДЦП выявила косоглазие у 31,4%, нистагм — у 17,5%, нарушение подвижности глазных яблок — у 21%, нарушение конвергенции — у 46%, нарушение прослеживания — у 48,8%, анизокорию (разный размер зрачков при реакции на свет) — у 42,1%. Нарушения на глазном дне — у 19,4%.
Большинство специалистов отмечают у дошкольников недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, трудности зрительной дифференциации по цвету, форме, величине. В целом для детей с ДЦП характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Зрительное и слуховое восприятие позже развивается также в силу того, что они, как дистантные формы восприятия, настраиваются в соответствии с контактным — тактильным восприятием, а тактильное восприятие существенно отстает в развитии при ДЦП.
Таким образом, анализ литературы показывает, что наряду с выраженными физическими недостатками у детей с ДЦП значительное место занимают нарушения развития психических функций, характерно выражающиеся в нарушениях наглядно-образного мышления, памяти, процессов восприятия и др.
Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
В) Ориентировка в личности собеседника.
Г) Планирование содержания своего общ ...
Анализ
результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость».
Результаты тестирования представлены в таблице 2
№
Испытуемый
Баллы
Ср. значения мальчиков
Ср. значения девочек
1
Александр А.
20
22.2
12.6
2
Иван П.
21
3
Ирина М.
15
4
Анна С.
12
5
Арина И.
18
6
Андрей К.
26
7
Иван М.
23
8
Софья ...
Тенденция к самоактуализации
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и более реалистическому функционированию. «Это стремление, которое видно во всякой органической человеческой жизни – расширяться, распространяться, становиться автономным, развиваться, достигать зрелости, - стремление вы ...