Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях
Страница 1

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях

Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду [8]. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

Факторами, влияющими на последствия развода родителей для подростка, являются климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до и после распада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке.

Дети, пережившие развод или развод и повторный брак родителей, подвергаются большему риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из крепких семей [8]. Проведенное исследование показало, что подростки, которые не сталкивались с разводом родителей, оценивают климат в семье (теплоту отношений и уровень конфликтности, а также стиль родительской опеки) более позитивно, чем подростки, пережившие уход одного из родителей. Подростки, живущие с приемными отцами, говорили о снисходительном к ним отношении значительно реже, чем те, кто живет с мачехами. Конфликтный семейный климат чаще наблюдается в семьях с приемной матерью, а холодные взаимоотношения - в семьях с приемным отцом. В неполных семьях (где отсутствует один из родителей) чаще, чем в обычных семьях, присутствуют авторитарные или слишком либеральные отношения [8].

Характер развода родителей может по-разному влиять на подростка: наиболее травмирующей является ситуация, когда родители вовлекают ребенка в конфликт, пытаясь заставить его принять чью-либо сторону. Buchanan, Maccoby & Dornbush (1991) показали, что у подростков, живущих попеременно то у отца, то у матери, между которыми отсутствует взаимопонимание, часто возникает ощущение вовлеченности в конфликт; когда же родители действуют согласованно, вероятность того, что их дети окажутся участниками конфликта, невелика – даже если подросток находится в близких отношениях с обоими родителями. Если развод проходит мирно, то он может оказать положительное воздействие на родителей и детей-подростков, понизив уровень конфликтности в семье.

На адаптацию подростка к разводу родителей решительным образом влияет умение родителей приспособиться к новой ситуации: чем больше беспокойства испытывают отец и мать, тем вероятнее, что душевное равновесие у ребенка также будет нарушено. Однако в случаях, когда развод приносит облегчение супругам, он положительным образом сказывается и на их детях (Umberson, 1989).

Исследование влияния разведенных супругов на адаптацию детей-подростков показало, что факторами, наиболее тесно связанными со способностью подростка привыкнуть к новым условиям, являются: а) наличие близких отношений между ребенком и тем из родителей, с которым он живет, который заботится о нем и принимает участие в его повседневных делах; б) отсутствие у подростка ощущения вовлеченности в конфликт между родителями (Maccoby, 1993). Степень воздействия развода на подростков в значительной мере зависит от того, как родителям удается справляться с конфликтами и в какой степени подросток чувствует себя втянутым в эти события.

Многими авторами было обнаружено, что склонность к разводам передается от поколения к поколению, т.е. люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Одно из объяснений данного факта заключается в том, что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям [8].

Страницы: 1 2 3 4


Интерпретация шкал опросника:
· Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним днем или вчерашним. Вме ...

Самоподерепление
С точки зрения социально-когнитивной теории, многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в, основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказываю ...

Предмет науки управления и основные этапы ее развития
Под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленчес ...