Практическое изучение
подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Психолого-педагогические
методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапеСтраница 1
В первой главе мы теоретически обосновали важность процесса психологической готовности ребенка к школе. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить проблему психологической готовности ребенка к школе.
Обследование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста проводилось по методическому пособию Рогова Е.Н. "Настольная книга практического психолога". Эта методика направлена на выявление школьной зрелости и тонкой моторики рук, а также на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
В эксперименте приняло участие 20 детей 6,6-7 лет. Обследование проводилось ДОУ № 292 "Сказка", расположенного по адресу: г. Москва, улица Удальцова, д.16, в районе ЗАО, Проспект Вернадского
Поступление в школу и начальный период обучения, вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие "готовность ребенка к школе" - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.
Использованные в работе методики диагностирования детей при поступлении в школу. Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школьной зрелости ребенка.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Психолог проводит как массовые, так и индивидуальные психодиагностические обследования. При массовых (групповых) обследованиях детей обнаруживается в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу. Для реализации этих целей, чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека и методику графический диктант.
Методика 1. Тест Керна - Йерасека
Тест разработан Керном-Йерасиком и направлен на исследование ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. охарактеризовать произвольность психической деятельности, общую осведомленность и развитие мыслительных операций (см. Приложение 1)
Анализ результатов по тесту Керна-Йерасика
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Развитие тонкой моторики |
Всего баллов |
Общая осведомленность |
Суммарный балл |
Уровень | ||
рис-е муж. фигуры по представлению |
подражание письменным буквам |
срисовывание группы точек | ||||||
1 |
Аккильдин Р. |
3 |
2 |
3 |
8 |
7 |
15 |
с |
2 |
Альмухаметов И. |
4 |
3 |
3 |
10 |
-7 |
3 |
н |
3 |
Андреева А. |
2 |
2 |
1 |
5 |
12 |
17 |
с |
4 |
Байгузин Т. |
1 |
1 |
1 |
3 |
25 |
28 |
в |
5 |
Блех Е. |
2 |
1 |
2 |
5 |
15 |
20 |
в |
6 |
Газизов А. |
2 |
3 |
3 |
8 |
8 |
16 |
с |
7 |
Гибадуллин Р. |
3 |
3 |
2 |
8 |
5 |
13 |
с |
8 |
Гришина Д. |
1 |
1 |
1 |
3 |
18 |
21 |
в |
9 |
Ефремов С. |
4 |
4 |
3 |
11 |
-10 |
1 |
н |
10 |
Жныкина М. |
2 |
1 |
1 |
4 |
15 |
19 |
в |
11 |
Загороднов Д. |
2 |
2 |
1 |
5 |
16 |
21 |
в |
12 |
Ибрагимова Э. |
1 |
1 |
1 |
3 |
14 |
17 |
с |
13 |
Ишембитова К. |
2 |
1 |
1 |
4 |
21 |
25 |
в |
14 |
Кандалов Т. |
3 |
3 |
2 |
8 |
4 |
12 |
с |
15 |
Киль А. |
1 |
2 |
2 |
5 |
11 |
16 |
с |
16 |
Куршев К. |
4 |
4 |
4 |
12 |
4 |
16 |
с |
17 |
Нарбекова Л. |
3 |
2 |
3 |
8 |
9 |
17 |
с |
18 |
Рафикова Р. |
4 |
3 |
3 |
10 |
-8 |
2 |
н |
19 |
Согомонян М. |
5 |
4 |
4 |
13 |
-11 |
2 |
н |
20 |
Хайруллина А. |
4 |
4 |
3 |
11 |
-15 |
-3 |
н |
Концепция личности С.Л. Рубинштейна (1889-1960)
Зависимость психических процессов от личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в отличии от их индивидуальных (личностных) особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зав ...
Особенности восприятия внешнего вида человека в процессе общения
Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие физический облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр.
В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль.
Вз ...
Результаты исследования по методике СЖО
В результате проведенного исследования по методике СЖО были получены следующие данные (приведены в таблице № 5 и № 6)
Таблица № 5
Результаты исследования по методике СЖО. (группа лиц, употребляющие опиатные наркотики).
Результаты представлены в баллах
Цели
Процесс
рез – тат
ЛК-Я
ЛК-жизнь
Общий ОЖ
ср ...