Введение
Страница 1

Актуальность исследования обусловлена чрезвычайной остротой проблемы алкоголизации и наркотизации в нашей стране. Особой проблемой является формирование алкогольной и наркотической зависимости у детей и молодежи.

Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла алкоголизация и наркотизация детей и молодёжи. Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяют им оказывать необходимую психологическую и социальную поддержку зависимым.

Несмотря на то, что алкоголизм и наркомания как заболевания достаточно хорошо изучены в науке, большинство авторов уделяет внимание, в основном, медицинским последствиям употребления алкоголя и наркотиков и их воздействия на потребителя. Исследования, связанные с проблемой алкоголизма и наркозависимости, чаще всего концентрируются вокруг изучения личности зависимого и факторов, способствующих формированию аддикции (Н.И. Алешкин, С.В. Березин, Б.Г. Битенский., Ю.В. Валентик, С.А Кулаков, Н.С. Курек, А.В. Ларионов, К.С. Лисецкий, А.Е. Личко, В.В. Лозопой, Б.Г. Херсонский, О.В. Чересмин., Э.Г. Эйдемиллер и др.)

Сложившаяся в обществе ситуация требует принятия неотложных мер по ослаблению стрессогенного влияния среды на подростков и их родителей, т. к. существующие подходы к профилактике, психокоррекции, социально -психологической реабилитации психосоциальных расстройств мало удовлетворяют запросам практики. Недостаточно существует исследований, посвященных созависимости.

Изучением явления, названного термином «созависимость», психологи занялись сравнительно недавно. Проявления созависимости довольно разнообразны: размытость границ своего «Я», пониженная самооценка, повышенная тревожность, постоянное ожидание худшего, необходимость иметь хорошее мнение о себе у окружающих для обозначения своей ценности, постоянная забота о том, какое впечатление она и ее семья производят на окружающих, навязывание своей незаменимости; стремление всех и все контролировать, подавление проявлений своих чувств и переживаний, склонность судить других, лживость, когнитивная, эмоциональная, духовная ригидность.

Проблема зависимости затрагивает не только самих потребителей психоактивных веществ, но и их ближайшее окружение, в частности, дестабилизируется обстановка в семье. Присутствие в семье ребенка, злоупотребляющего алкоголем и наркотиками, увеличивает психологические, эмоциональные, физические, материальные нагрузки на её членов, особенно родителей, выступая в качестве постоянного источника стресса. Болезнь химической зависимостью нельзя считать только проблемой индивида, это проблема всех членов семьи. Члены семей, где есть зависимость от психоактивных веществ, страдают не меньше, чем сами больные с химической зависимостью и нуждаются в социальной и психологической поддержке.

Адаптация родителей к наркомании близких людей, а особенно детей, приводит к кардинальным изменениям во всех сферах личности, что отмечают большинство специалистов – практиков.

Данной проблемой занимались такие исследователи как С.А.Беличева, А.Г. Данилин., И.В. Данилина, Н.В. Дмитриева, И.Ж. Калашников, Ц.П. Короленко, С. А. Кулаков, Н. С. Курек, А.В. Ларионов, В.Д. Москаленко, М.И. Христофорова, В.Н. Черников, Л.М. Шипицына, М.Б. Яковлева, С.М. Яцышин, М. Битти, П. Кауфманн, Г. Клауд, Э. Ларсен, Э. Смит, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолди др.

Страницы: 1 2


Динамика развития мотивационной сферы.
Поскольку процесс формирования мотива (мотивации) связан с использованием личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. При этом, как подчеркивает Е.П. Ильин (16), новообразованием является не мотиваци ...

Структура личности по З. Фрейду
В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный мом ...

Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня. Наиболее часто используемый инструмент ...