Анализ результатов исследования
Страница 1

Проведя эмпирическое исследование, мы установили, что проживание с детьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость, приводит к формированию созависимости у членов их семей в частности матерей.

В ходе теоретического исследования мы определили, что созависимые люди имеют поведенческие и личностные особенности.

В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что для созависимых матерей, в отличие от несозависимых женщин, более характерны истерические, паронаяльные, психастенические тенденции в поведении, депрессивность, ипохондрия и гипотония. Также у созависимых матерей преобладает внешний локус контроля и неадекватная самооценка с тенденцией к низкой. Представим результаты исследования в виде сводной таблицы 4.

Таблица 4

Сводная таблица результатов исследования личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей

Личностные характеристики

Созависимые

Несозависимые

Высокая выраженность шкал

Ипохондрии

10%

0%

Депрессии

10%

5%

Истерии

30%

0%

Паранояльности

35%

10%

Психастении

15%

0%

Гипотонии

15%

5%

Интернальность

25%

55%

Адекватная самооценка

30%

90%

Для определения достоверности различий в выраженности личностных особенностей у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и женщин, имеющих здоровых детей, мы использовали угловой коэффициент Фишера ц.

Результаты вычисления коэффициента представлены в таблице 5.

Статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и не созависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии (ц=1,720, р≥0,05), истерии(ц=3,66, р≥0,01), Паранояльности (ц=2,28, р=0,05), психастении (ц=2,51, р≥0,01), экстернальности и интернальности (ц=1,97, р≥0,05), неадекватно-высокой (ц=1,72, р≥0,05), высокой (ц=2,93 р≥0,01), низкой (ц=2,9, р≥0,01) и неадекватно-низкой самооценкой (ц=3,31, р≥0,01), адекватностью самооценки в целом(ц=4,02, р≥0,01).

Таблица 5

Результаты статистического анализа различий в выраженности личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей по коэффициенту Фишера ц

Показатели

Шкала

Созависимые

Несозависимые

jэмп

%

j

%

j

Личностные особенности

Ипохондрии

10

0,544

0

0

1,720*

Депрессии

10

0,544

5

0,451

0,294

Истерии

30

1,159

0

0

3,66**

Паранояльности

35

1,266

10

0,544

2,28**

Психастении

15

0,795

0

0

2,51**

Гипотонии

15

0,795

5

0,451

1,08

Локус контроля

Интернальность

25

1,047

55

1,671

1,97*

Экстернальность

75

2,094

45

1,471

1,97*

Самооценка

Неадекватно-высокая

0

0

10

0,544

1,72*

высокая

10

0,544

45

1,471

2,93*

средняя

20

0,927

40

1,369

1,39

низкая

40

1,369

5

0,451

2,9**

Неадекватно-низкая

25

1,047

0

0

3,31**

Адекватная

30

1,159

90

2,432

4,02**

Неадекватная

70

1,982

10

0,544

4,547**

Страницы: 1 2


Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация ра ...

Результаты, полученные в ходе исследования
Методика PARI. Представлены показатели таких шкал, как конфликты в семье, сверхавторитет родителей, доминирование матери, уравнительные отношения. Результаты для удобства даны в диаграммах. Рис. 1 Показатели конфликтности в экспериментальной и контрольной группах. Согласно диаграмме, слабо- и сильновыраженных показателей по конфлик ...

Практическое применение форм и методов в эксперименте. Диагностика взаимоотношений классного коллектива
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики, так и для конструктивного разрешения. Экспериментально–исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 9 города Волжска Республики Марий Эл. В эксперименте принимали участие 26 учеников 6 «А» класса. Для изучения вза ...