Анализ результатов исследованияСтраница 1
Проведя эмпирическое исследование, мы установили, что проживание с детьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость, приводит к формированию созависимости у членов их семей в частности матерей.
В ходе теоретического исследования мы определили, что созависимые люди имеют поведенческие и личностные особенности.
В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что для созависимых матерей, в отличие от несозависимых женщин, более характерны истерические, паронаяльные, психастенические тенденции в поведении, депрессивность, ипохондрия и гипотония. Также у созависимых матерей преобладает внешний локус контроля и неадекватная самооценка с тенденцией к низкой. Представим результаты исследования в виде сводной таблицы 4.
Таблица 4
Сводная таблица результатов исследования личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей
Личностные характеристики |
Созависимые |
Несозависимые | |
Высокая выраженность шкал |
Ипохондрии |
10% |
0% |
Депрессии |
10% |
5% | |
Истерии |
30% |
0% | |
Паранояльности |
35% |
10% | |
Психастении |
15% |
0% | |
Гипотонии |
15% |
5% | |
Интернальность |
25% |
55% | |
Адекватная самооценка |
30% |
90% |
Для определения достоверности различий в выраженности личностных особенностей у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и женщин, имеющих здоровых детей, мы использовали угловой коэффициент Фишера ц.
Результаты вычисления коэффициента представлены в таблице 5.
Статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и не созависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии (ц=1,720, р≥0,05), истерии(ц=3,66, р≥0,01), Паранояльности (ц=2,28, р=0,05), психастении (ц=2,51, р≥0,01), экстернальности и интернальности (ц=1,97, р≥0,05), неадекватно-высокой (ц=1,72, р≥0,05), высокой (ц=2,93 р≥0,01), низкой (ц=2,9, р≥0,01) и неадекватно-низкой самооценкой (ц=3,31, р≥0,01), адекватностью самооценки в целом(ц=4,02, р≥0,01).
Таблица 5
Результаты статистического анализа различий в выраженности личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей по коэффициенту Фишера ц
Показатели |
Шкала |
Созависимые |
Несозависимые |
jэмп | ||
% |
j |
% |
j | |||
Личностные особенности |
Ипохондрии |
10 |
0,544 |
0 |
0 |
1,720* |
Депрессии |
10 |
0,544 |
5 |
0,451 |
0,294 | |
Истерии |
30 |
1,159 |
0 |
0 |
3,66** | |
Паранояльности |
35 |
1,266 |
10 |
0,544 |
2,28** | |
Психастении |
15 |
0,795 |
0 |
0 |
2,51** | |
Гипотонии |
15 |
0,795 |
5 |
0,451 |
1,08 | |
Локус контроля |
Интернальность |
25 |
1,047 |
55 |
1,671 |
1,97* |
Экстернальность |
75 |
2,094 |
45 |
1,471 |
1,97* | |
Самооценка |
Неадекватно-высокая |
0 |
0 |
10 |
0,544 |
1,72* |
высокая |
10 |
0,544 |
45 |
1,471 |
2,93* | |
средняя |
20 |
0,927 |
40 |
1,369 |
1,39 | |
низкая |
40 |
1,369 |
5 |
0,451 |
2,9** | |
Неадекватно-низкая |
25 |
1,047 |
0 |
0 |
3,31** | |
Адекватная |
30 |
1,159 |
90 |
2,432 |
4,02** | |
Неадекватная |
70 |
1,982 |
10 |
0,544 |
4,547** |
Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Новая социальная ситуация ра ...
Результаты, полученные в ходе исследования
Методика PARI.
Представлены показатели таких шкал, как конфликты в семье, сверхавторитет родителей, доминирование матери, уравнительные отношения. Результаты для удобства даны в диаграммах.
Рис. 1 Показатели конфликтности в экспериментальной и контрольной группах.
Согласно диаграмме, слабо- и сильновыраженных показателей по конфлик ...
Практическое применение форм и методов в эксперименте. Диагностика
взаимоотношений классного коллектива
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики, так и для конструктивного разрешения.
Экспериментально–исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 9 города Волжска Республики Марий Эл.
В эксперименте принимали участие 26 учеников 6 «А» класса. Для изучения вза ...