Интерпретация шкал опросника:
Страница 3

локусу контроля. Если последний выражает обобщенное представление субъекта об управляемости и предсказуемости мира, включая и результаты деятельности самого субъекта, то рассматриваемый фактор самоотношения отражает, в первую очередь, чувство субъекта по поводу управляемости и предсказуемости собственного «Я». Это специфическое измерение, близкое по содержанию одному из аспектов локуса контроля, выделяемому рядом авторов и называемому «личный контроль». В целом же анализируемый фактор был обозначен как «саморуководство».

Шкала 4: отраженное самоотношение (11 пунктов).

Примеры пунктов:

—Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией (+).

—Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе (+).

—Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих (—).

—В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь (—).

—Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным ( + ).

Как видно из примеров, содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т. п. - или противоположные им чувства. Важно подчеркнуть, что речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта. Однако корреляция с другими методиками показывает, что этот аспект самоотношения, по-видимому, связан с реальными отношениями, демонстрируемыми другими людьми. Так, вполне правдоподобно предположение, что эмоционально-открытый и приверженный групповым нормам субъект, не склонный к асоциальному поведению и хорошо контактирующий с другими, действительно вызывает положительное отношение окружающих, что и отражается в его самоотношении. С этим согласуются и данные о внутреннем локусе контроля такого субъекта, что тоже является социально-одобряемым качеством. Ожидаемое отношение от других - один из важнейших аспектов самоотношения, по мнению большинства авторов, проводящих исследования в этой области. Это вполне понятно, если учесть генетическую и функциональную взаимозависимость между отношением к себе и взаимоотношениями с другими индивидами. Содержание данного фактора мы обозначили как «отраженное самоотношение».

Шкала 5: самоценность (14 пунктов).

Примеры пунктов:

—Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности (+).

—Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания (—).

—Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему (—).

—Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было побольше, то жизнь бы изменилась в лучшую сторону ( + ).

—Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно (+).

Положительный полюс фактора отражает ощущение ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Социально-психологическая адаптация
«Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях». Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Я.Л. Коломинский, ...

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Соотношение генотипа и фенотипа в детском возрасте
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера ...

Введение.
Идея развития личности является одной из центральных в истории становления психологии как науки, однако, в рамках каждой теории, занимавшейся рассмотрением данного вопроса, разрабатывалось своё видение данного вопроса. Исследование разных взглядов на идею развития позволяет составить комплексное представление о подходах к пониманию дан ...