Интерпретация шкал опросника:Страница 4
Противоположный полюс шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», отстраненности и безразличии к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.
Полученный фактор хорошо соотносится с выделяемыми многими исследователями измерениями «Я как ценность». Шкала получила название «самоценность». Корреляции с другими опросниками не достигают приемлемого уровня значимости.
Шкала 6: самопринятие (12 пунктов).
Примеры пунктов:
—Можно сказать, что я себе нравлюсь.
—Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
—Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
—Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
—Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я, в конце концов, не согласился.
Судя по содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.
Данный фактор, также как и предыдущий, не имеет противоположного полюса—утверждений, связанных с негативным отношением к себе. Складывается впечатление, что его противоположным полюсом является фактор самообвинения (мы рассмотрим этот фактор ниже). Тем не менее, в феноменологическом пространстве индивидов они оказываются разделенными. Отсюда следует, что понижение, например, симпатии не обязательно должно вести к повышению самообвинения. Опираясь на этот феномен, В. В. Столин предположил существование своеобразного механизма «предохранительного клапана», защищающего симпатию, и заложенного уже в самом строении самоотношения
Обращает на себя внимание полное отсутствие корреляций данного фактора с различными личностными чертами и характерологическими особенностями измеряемыми опросниками ММИЛ и 16 ПФ. Это говорит о том, что чувства и переживания, лежащие в основе данного фактора, не ассоциируются испытуемыми с их личностны проявлениями. По-видимому, данное измерение самоотношения имеет свою специфическую природу. На первый взгляд несколько неожиданны отрицательные корреляции данного фактора с локусом контроля. Казалось бы, самопринятие что, по нашему мнению, составляет основное содержание данного фактора должно быть связано с интернальностью, с приписыванием себе причин и ответственности за результаты собственной деятельности. Результаты же говорят об обратном. Возможно, объяснение этих результатов следует искать в феномене так называемой «защитной» экстернальности, связанной с тем, что экстерналы, в отличие от интерналов, в меньшей мере склонны вытеснять свои неудачи, так как они заранее принимают внешние, экстернальные факторы в качестве объяснения успеха и неудачи. Но если экстерналам проще принять свои неудачи, то по-видимому, должно быть проще принять в себе и те и иные негативные личностные черты, наличие которых так не связывается экстерналами с проявлениями собственного «Я». И действительно, такие данные были подтверждены экспериментально В целом же, мы уже упоминали, содержание фактора хорошо согласуем с тем кругом эмоций и переживаний, который принято называть термином «самопринятие».
Стадии психосоциального развития
Стадия
Психосоциальный кризис
Приобретаемые качества
Возраст
Младенчество (орально-сенсорная)
Базальное (базисное) доверие или базальное недоверие
Надежда
0 – 1 год
Раннее детство (мышечно-анальная)
Автономия или стыд и сомнение
Сила воли
1 – 3 гола
Возраст игры (локомоторно-генитальная)
И ...
Оценка валидности
эксперимента как условие достоверных выводов
Иногда оценку достоверности выводов связывают с возможностью сделать на основе проведенного эксперимента такие выводы, которые являлись бы обоснованными в случае приближения этого эксперимента к безупречному. Более широкая трактовка достоверности выводов включает оценку их правильности с точки зрения проявленной исследователем логическо ...
Особенности игровой зависимости несовершеннолетних
Компьютеромания - это уже непреложный факт существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаясь языком компьютерщиков, перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в детском периоде, вле ...