Проблема детской креативности в отечественных и
зарубежных исследованиях. Сущность
детской креативностиСтраница 3
воплощение продуктов воображения в материальную форму;
технические умения;
традиции (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека);
окружающая среда (стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды).
Согласно взглядам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова [10] и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.
Так как креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству, ряд исследователей, определяют креативность как способность или свойство личности, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, П. Торрэнс [8,9].
П. Торрэнс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.
Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [26].
В исследованиях таких ученых, как Ж. Пиаже, В. Штерн креативность связывается с интеллектом. Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии М. Вертхеймер, В. Келер [27], разработавшими понятие инсайта. Существует как минимум три основных подхода к отношению интеллекта и креативности. Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О.Б. Богоявленская [4]. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход в работах Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Я. А. Пономарева [9,32] предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен [39]. В концепции, названной теория интеллектуального порога, П. Торренс считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.
Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей Н.А. Ветлугина, Р.Г. Казакова, Т.Г. Комарова.
О.М. Дьяченко [10] к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:
1.Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
Структурные особенности социального интеллекта
Способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка
Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую кон ...
Исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин
Для исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин в качестве диагностического инструмента нами был взят «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева, так как данная методика даёт достаточно полную картину основных жизненных установок человека.
Таблица № 5
Результаты исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин
Женатые ...
Сравнительный анализ особенностей социального интеллекта у младших
школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа и
воспитывающихся в семье
Таблица 15. Результаты исследования особенностей социального интеллекта (способность к познанию поведения) у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа
Уровни
группа
Уровень выраженности способности к познанию поведения
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий ...