Психологическое сопровождение адаптации первоклассникаСтраница 1
Существуют две позиции относительно задач психолога в период адаптации первоклассников:
Активно-упреждающая – психолог с первых дней отслеживает любые нарушения и пытается помочь в каждом их этих случаев индивидуально или целым группам детей. Основной принцип – лучше пораньше предупредить, чем работать с запущенным случаем. НО – здесь слишком велико исходное влияние психолога.
Работа по заявкам педагогов и родителей – психолог в первые недели лишь наблюдает за первоклассниками, а работает в тесном сотрудничестве с учителем преимущественно по его заявкам. Основной принцип в этом случае – в идеале ребенок должен сам найти свои индивидуальные конструктивные пути адаптации к новым условиям деятельности.
Общий алгоритм основных этапов психологического сопровождения адаптации:
– Сбор «пакета проблем» и заявок (личные наблюдения, заявки педагогов и родителей; данные первичных психолого-педагогических консилиумов – обычно на 3-4 неделе адаптации).
– Психодиагностическое обследование (индивидуальное или групповое)
– Разработка программ консультирования, коррекции и развития
– Проведение запланированных мероприятий
– Использование результатов деятельности (проведение групповых и индивидуальных консультаций, организация психолого-педагогического консилиума, участие в родительских собраниях, работа с отдельными детьми)
– Анализ эффективности проделанной работы, подготовка соответствующего отчета.
Можно выделить следующую классификацию причин школьной дезадаптации младших школьников. Такая классификация помогает выявить ведущие состояния родителя и ребенка в общей картине их дезадаптивных проявлений. Следует отметить, что часто у родителя и ребенка можно наблюдать признаки сразу нескольких, если не всех состояний, но в данный момент на консультативном приеме на первый план обычно выступает одно, которое и подлежит проработке.
Помимо учета психологического состояния важной задачей начального этапа обследования является определение основных факторов дезадаптации ребенка. Для первичной ориентации используется классификация выделенных в литературе форм школьной дезадаптации младших школьников, представленная в таблице 1, а также классификация случаев обращения родителей, включающая следующие основные группы.
Таблица 1. Классификация выделенных в литературе форм ПШД младших школьников
Форма |
Характерное недоразвитие |
Первичный запрос |
Возможные причины возникновения |
I Форма |
Несформированность навыков учебной деятельности |
Плохая успеваемость по всем предметам |
Особенности уровня интеллектуального развития ребенка |
педагогическая запущенность | |||
невнимательное отношение родителей и/или учителя | |||
II Форма |
Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности |
Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте |
Стремление родителей "инфантилизировать" ребенка |
психологическая неготовность к школе | |||
разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома | |||
III Форма |
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности |
Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость |
Особенности семейного воспитания при отсутствии первичных нарушений в 2-х формах: |
- потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); | |||
- доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми) | |||
IV Форма |
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность) |
Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. |
Минимальная мозговая дисфункция |
общая соматическая ослабленность | |||
особенности семейного воспитания: "тепличные" условия жизни ребенка |
Мышление как один из основных познавательных
процессов личности в подростковом возрасте. Исследование
мышления в подростковом возрасте
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме с ...
Феноменологическое направление в теории личности
Феноменологическое направление теории личности основывается на том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Предполагается, что именно внутренняя система отсчета человека (субъективная способность постигать действительность) играет ключевую роль в определении внеш ...
III стадия. Возраст игры (Локомоторно-генитальная)
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, Эриксон назвал «возраст игры». Соответствует фаллической стадии по Фрейду, длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. По мнению Эриксона, интерес ребенка к своим гениталиям, осознание своей половой принадлежности и стремление занять ...