Психологическое сопровождение адаптации первоклассникаСтраница 1
Существуют две позиции относительно задач психолога в период адаптации первоклассников:
Активно-упреждающая – психолог с первых дней отслеживает любые нарушения и пытается помочь в каждом их этих случаев индивидуально или целым группам детей. Основной принцип – лучше пораньше предупредить, чем работать с запущенным случаем. НО – здесь слишком велико исходное влияние психолога.
Работа по заявкам педагогов и родителей – психолог в первые недели лишь наблюдает за первоклассниками, а работает в тесном сотрудничестве с учителем преимущественно по его заявкам. Основной принцип в этом случае – в идеале ребенок должен сам найти свои индивидуальные конструктивные пути адаптации к новым условиям деятельности.
Общий алгоритм основных этапов психологического сопровождения адаптации:
– Сбор «пакета проблем» и заявок (личные наблюдения, заявки педагогов и родителей; данные первичных психолого-педагогических консилиумов – обычно на 3-4 неделе адаптации).
– Психодиагностическое обследование (индивидуальное или групповое)
– Разработка программ консультирования, коррекции и развития
– Проведение запланированных мероприятий
– Использование результатов деятельности (проведение групповых и индивидуальных консультаций, организация психолого-педагогического консилиума, участие в родительских собраниях, работа с отдельными детьми)
– Анализ эффективности проделанной работы, подготовка соответствующего отчета.
Можно выделить следующую классификацию причин школьной дезадаптации младших школьников. Такая классификация помогает выявить ведущие состояния родителя и ребенка в общей картине их дезадаптивных проявлений. Следует отметить, что часто у родителя и ребенка можно наблюдать признаки сразу нескольких, если не всех состояний, но в данный момент на консультативном приеме на первый план обычно выступает одно, которое и подлежит проработке.
Помимо учета психологического состояния важной задачей начального этапа обследования является определение основных факторов дезадаптации ребенка. Для первичной ориентации используется классификация выделенных в литературе форм школьной дезадаптации младших школьников, представленная в таблице 1, а также классификация случаев обращения родителей, включающая следующие основные группы.
Таблица 1. Классификация выделенных в литературе форм ПШД младших школьников
Форма |
Характерное недоразвитие |
Первичный запрос |
Возможные причины возникновения |
I Форма |
Несформированность навыков учебной деятельности |
Плохая успеваемость по всем предметам |
Особенности уровня интеллектуального развития ребенка |
педагогическая запущенность | |||
невнимательное отношение родителей и/или учителя | |||
II Форма |
Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности |
Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте |
Стремление родителей "инфантилизировать" ребенка |
психологическая неготовность к школе | |||
разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома | |||
III Форма |
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности |
Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость |
Особенности семейного воспитания при отсутствии первичных нарушений в 2-х формах: |
- потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); | |||
- доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми) | |||
IV Форма |
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность) |
Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. |
Минимальная мозговая дисфункция |
общая соматическая ослабленность | |||
особенности семейного воспитания: "тепличные" условия жизни ребенка |
Характеристика наркотических веществ
В понятии "наркотик" до сих пор существует некая путаница. Медицинский смысл его (средство для наркоза) не совпадает с общеупотребительным (средство для получения удовольствия) .Поэтому все заинтересованные стороны в России договорились о том, что наркотиками будут считаться вещества, включенные в Список наркотиков Постоянно ...
Развод и подростки
Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков.
Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак – в возрасте от 25 до 29 лет — со временем расторгают его (Norton and Moorman, 1987). У подавляющего большинства разв ...
К истории вопроса
Исследования малых групп прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности.
В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт прису ...