Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
Страница 3

Материалы » Особенности адаптации первоклассников к школе » Психологическое сопровождение адаптации первоклассника

Предъявляемый родителем или учителем симптом дезадаптации ребенка может указывать на разные проблемы: Так в одних случаях он может быть сигналом того, что с ребенком что-то не в порядке, а в других ‑ служить проявлением реакции его защиты и протеста в ответ на невыносимую социальную ситуацию, а, в-третьих, может быть результатом использования ребенком дезадаптивных средств разрешения внутреннего конфликта ребенка, его попыткой преодоления тревоги в связи с ситуацией в школе или дома.

При интерпретации результатов обследования важно опираться не на изолированные симптомы предъявляемые родителем или учителем, а на наличие устойчивой системы симптомов, которая хронически сохраняется в поведении ребенка и затрудняет его развитие. Часто расстройства поведения являются специфичными, т.е. проявляются только по отношению к определенной ситуации. Ситуационная специфичность дезадаптивного поведения ребенка указывает на то, что его следует анализировать в терминах взаимодействия, т.е. проблема заключается не только в ребенке, но, главным образом, во взаимодействии его со значимыми взрослыми.

Помимо традиционного диагностического обследования, необходимо также включить дополнительные пункты, которые приведены в таблице 2. Организованное таким образом комплексное обследование ребенка не только дает представление о внутреннем состоянии и потенциальных возможностях ребенка, но и является основанием к прогнозу и выработке практических рекомендаций.

Таблица 2. Основные этапы обследования ребенка

Содержание этапа

Используемые средства

Цель

1

Выяснение жалобы - запроса и наполнение ее конкретным содержанием

Беседа с родителем и ребенком с подробным описанием поведенческих ситуаций, являющихся основой запроса

Идентификация понятийных словарей родителя и психолога в описании личностных черт ребенка; уточнение первичного запроса

2

Выяснение особенностей раннего развития и предыстории дезадаптации

Сведения от родителей об особенностях раннего развития, случаях обращения за медициеской и психологической помощью, диагнозы, кто и как воспитывал ребенка, стиль воспитания

Получение информации о генетических и психо-социальных предпосылках дезадоптации

3

Выяснение социальной ситуации развития

Сведения от родителей (учителя) об условиях обучения и воспитания ребенка; стиле воспитания в семье; выяснение типичной помощи взрослых, особенностей реагирования ребенка, типичные конфликты

Получение информации о предпосылках дезадаптации, связанных с актуальной социальной ситуацией

4

Проверка сформированности восприятия, координированной работы анализаторов и периферических двигательных актов

Элементы нейропсихологического обследования

Проверка сформированности структур головного мозга с точки зрения возможностей ребенка по восприятию и переработке информации в учебной ситуации как причина дезадаптации

5

Обследование познавательной сферы

Блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи

Проверка наличия нарушений позновательных процессов как причина дезадаптации

6

Проверка обучаемости (сформированность элементов и навыков учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции

Задачи с дозированной помощью взрослых; сведения от родителей и учителей об особенностях восприятия новой информации, способах помощи ребенку и дополнительных занятий; просмотр тетрадей по основным предметам; пробы на чтение, письмо, решение задач

Проверка наличия несформироанности навыков учебной деятельности и педагогическая запущенность как причина дезадаптации

7

Выяснение эмоционального компонента нецспешности, особенностей учебной мотивации, уровня притязаний, интересов

Беседа с родителем и ребенком, дающая информацию об отношении ребенка к неудачам, типичной обратной связи, получаемой от взрослых, системе межличностных отношений ребенка, его интересах; диагностика эмоционального состояния и уровня притязаний

Оценка эмоционального состояния ребенка, сформированности коммуникативных навыков, усвоения социальных норм и учебной мотивации как возможной причины дезадаптации

Страницы: 1 2 3 4


Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
КАРТОЧКА-ПРОФИЛЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Фамилия, имя учащегося _ Школа № Класс Критерии адаптации Степень выраженности критериев 0 1 2 3 4 5 IX X XI XII I. Эффективность УД: 1) учебная активность 2) усвоение знаний . ...

Основные направления воспитательного процесса
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни усвоенных правил" (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то ...

Проблема возникновения новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного познания. Правил, в соответствии с которыми исследователь должен был бы выводить новые закономерност ...