Психологическое сопровождение адаптации первоклассникаСтраница 3
Предъявляемый родителем или учителем симптом дезадаптации ребенка может указывать на разные проблемы: Так в одних случаях он может быть сигналом того, что с ребенком что-то не в порядке, а в других ‑ служить проявлением реакции его защиты и протеста в ответ на невыносимую социальную ситуацию, а, в-третьих, может быть результатом использования ребенком дезадаптивных средств разрешения внутреннего конфликта ребенка, его попыткой преодоления тревоги в связи с ситуацией в школе или дома.
При интерпретации результатов обследования важно опираться не на изолированные симптомы предъявляемые родителем или учителем, а на наличие устойчивой системы симптомов, которая хронически сохраняется в поведении ребенка и затрудняет его развитие. Часто расстройства поведения являются специфичными, т.е. проявляются только по отношению к определенной ситуации. Ситуационная специфичность дезадаптивного поведения ребенка указывает на то, что его следует анализировать в терминах взаимодействия, т.е. проблема заключается не только в ребенке, но, главным образом, во взаимодействии его со значимыми взрослыми.
Помимо традиционного диагностического обследования, необходимо также включить дополнительные пункты, которые приведены в таблице 2. Организованное таким образом комплексное обследование ребенка не только дает представление о внутреннем состоянии и потенциальных возможностях ребенка, но и является основанием к прогнозу и выработке практических рекомендаций.
Таблица 2. Основные этапы обследования ребенка
№ |
Содержание этапа |
Используемые средства |
Цель |
1 |
Выяснение жалобы - запроса и наполнение ее конкретным содержанием |
Беседа с родителем и ребенком с подробным описанием поведенческих ситуаций, являющихся основой запроса |
Идентификация понятийных словарей родителя и психолога в описании личностных черт ребенка; уточнение первичного запроса |
2 |
Выяснение особенностей раннего развития и предыстории дезадаптации |
Сведения от родителей об особенностях раннего развития, случаях обращения за медициеской и психологической помощью, диагнозы, кто и как воспитывал ребенка, стиль воспитания |
Получение информации о генетических и психо-социальных предпосылках дезадоптации |
3 |
Выяснение социальной ситуации развития |
Сведения от родителей (учителя) об условиях обучения и воспитания ребенка; стиле воспитания в семье; выяснение типичной помощи взрослых, особенностей реагирования ребенка, типичные конфликты |
Получение информации о предпосылках дезадаптации, связанных с актуальной социальной ситуацией |
4 |
Проверка сформированности восприятия, координированной работы анализаторов и периферических двигательных актов |
Элементы нейропсихологического обследования |
Проверка сформированности структур головного мозга с точки зрения возможностей ребенка по восприятию и переработке информации в учебной ситуации как причина дезадаптации |
5 |
Обследование познавательной сферы |
Блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи |
Проверка наличия нарушений позновательных процессов как причина дезадаптации |
6 |
Проверка обучаемости (сформированность элементов и навыков учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции |
Задачи с дозированной помощью взрослых; сведения от родителей и учителей об особенностях восприятия новой информации, способах помощи ребенку и дополнительных занятий; просмотр тетрадей по основным предметам; пробы на чтение, письмо, решение задач |
Проверка наличия несформироанности навыков учебной деятельности и педагогическая запущенность как причина дезадаптации |
7 |
Выяснение эмоционального компонента нецспешности, особенностей учебной мотивации, уровня притязаний, интересов |
Беседа с родителем и ребенком, дающая информацию об отношении ребенка к неудачам, типичной обратной связи, получаемой от взрослых, системе межличностных отношений ребенка, его интересах; диагностика эмоционального состояния и уровня притязаний |
Оценка эмоционального состояния ребенка, сформированности коммуникативных навыков, усвоения социальных норм и учебной мотивации как возможной причины дезадаптации |
Экспериментальное исследование психологических качеств личности граждан,
поступающих на военную службу по контракту. Гипотеза,
цели, задачи, объект и предмет исследования
Гипотеза исследования
: предположительно, что для основной части добровольцев приоритетом выбора военной службы является ценности материально - бытового характера.
Целью дипломной работы
является определение социально - психологического портрета граждан, поступающих на военную службу по контракту.
Для достижения целей исследования р ...
Теории личности в отечественной психологии
В 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития». Примерно в это же время, в 1937 году Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезировать оказалась неудачн ...
Теории Х и Y Мак-Грегора
Профессор в области управления Дуглас Мак-Грегор написал книгу «Человеческий фактор на предприятии», в которой изложил интересную теорию. Это одна из самых важных теорий из всех рассмотренных. Она называется теория X и Y и состоит в том, что стиль вашего руководства определяется тем, как вы оцениваете своих подчиненных. Нравятся они вам ...