ЗаключениеСтраница 2
В качестве общего направления работы с первоклассниками на этапе адаптации к школе следует развивать адекватную самооценку и уровень притязаний, уверенность в свои способности, мотивацию достижения успеха и постоянно создавать ситуацию успеха в образовательном процессе, способствовать повышению степени эмоциональной включённости родителей в дела ребенка. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Приложение 1
Адаптационные занятия с первоклассниками [Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Анкета для родителей.
Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.
Вопросы:
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?
Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?
Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?
Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?
Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без чрезмерного напряжения?
Изменилось ли поведение ребенка по сравнению с прошлым годом так, чтобы вас это настораживало?
Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?
Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?
Обработка результатов:
За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается 2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.
0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация
11 – 15 баллов – средняя степень адаптации
16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации
Приложение 2
Анкета для учителя. [Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Учитель должен ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса по принципу: если можно утверждать «безусловно да», поставить в соответствующей графе напротив его фамилии цифру «1», если «скорее да, чем нет» - цифру «2», «скорее нет, чем да» - цифру «3», «безусловно нет»- цифру «4».
Вопросы:
Охотно ли, с интересом ли ребенок учится?
Достаточно ли ответственно относится ребенок к учению?
Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?
Стремится ли к улучшению своих результатов?
Активен ли на уроках, часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
Вполне ли дисциплинирован?
Умеет ли организовать свою работу?
Достаточно ли внимателен?
Соответствует ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?
Достаточно ли контактен ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?
Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?
Нуждается ли ребенок в дополнительной помощи при выполнении заданий?
Легко ли откликается на помощь?
Вполне ли удовлетворительно усваивает программные знания, умения, навыки?
Обработка результатов:
Подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе.
Приложение 3
Инструкция для родителей[Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет.
При неудаче в учебе, никогда не ставьте в пример конкретного ученика, или человека.
VI стадия. Ранняя зрелость (Ранняя взрослость)
Становление эго-идентичности позволяет молодому человеку перейти на шестую стадию психосоциального развития. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни; продолжается от поздней юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон не называет четкого возраста. К началу этой стадии человек уже познал свое «Я» и включился ...
Мотив достижения и склонность к риску. Модель выбора
риска.
Объяснение поведения с точки зрения взаимодействия личностных диспозиций и ситуационных детерминантов, в рамках исследований мотивации достижения оказалось наиболее результативным. Как выяснилось, решающую роль при этом сыграла модель выбора риска (risk-taking model) Y.W. Atkinson. (57)
Эта модель восходит к семейству теорий «ожидаемой ...
Базальная тревога: этиология невроза
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Сл ...