Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи
ребенку. Характеристика сказки как предмета творческой
деятельностиСтраница 1
Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все возможно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать для себя.
В XX в. сказка приобретает особое значение в мировой культуре. Никогда раннее сказочный жанр не приобретал такого размаха. Его поэтика и архетипы лежат в основе ставших широко популярными хроник сказочных миров, произведений фантастической литературы, телевизионных сериалов.
З. Фрейд считал, что в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии используется та же символика, что позволяет толковать сновидения [46, c. 30].
Считается, что рассказывание сказок для установления контакта с детьми и их терапии впервые использовал в 1971 году Р. Гарднер. Разработанная им техника и ее разнообразные модификации нашли широкое применение для решения задач диагностики, формирования ценностей, укрепления взаимоотношений, самораскрытия.
Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию родительско – детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей. К. Бремс отмечает, что корни рассказывания сказок и историй нужно искать в культурном контексте или в контексте развития индивида и семьи. В первом случае чаще всего используются мифы, легенды, волшебные сказки, басни. В семейном контексте это – семейные легенды, повествования, основанные на реальных событиях, но приукрашенные [57, c. 45].
Сказка – один из основных жанров устного народнопоэтического творчества. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Живя в веках, передаваясь из уста в уста, сказка меняется вместе с изменением порождающей ее действительности. В современное время некоторые сказки продолжают свою жизнь в книге, другие совсем уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают привлекать внимание взрослых слушателей [46, c. 35].
Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Причем осмысление сопровождалось оживотворением всего, что попадало в поле зрения нашего далекого предка.
Если внимательно изучать самые древние мифы и мифологию народов, «неиспорченных цивилизацией» (индейцы, африканские племена и т.д.), можно увидеть три доминирующих идеи: рождение, размножение, смерть. Ранняя мифология тесно связана с выживанием, поэтому неудивительно, что многое мифы жестоки. В них отражаются кровавые сцены, а также взаимоотношения, неприемлемые для современного развитого человека. Они интересны для анализа и исследования, но не для терапевтических целей. Однако есть еще ода важная тенденция в мифах – отражение процесса объяснения человеком идеи сотворения мира. Стремление осознать свои истоки, назначение обрядов и ритуалов тесно связано с «мифотворческим» мышлением. Наверное, эта тенденция актуальна и сегодня [22, c. 11].
Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем разнообразные жизненные явление, события жизни, феномены духовного поиска, и многое другое.
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказки: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные. К художественным мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами и т.д. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты [23, c. 15].
Иногда наблюдательные родители и педагоги замечают, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными. Может быть, все это проявление внутреннего процесса приобретения жизненного опыта, опосредованного сказкой? [24, c. 22].
Содержательные выводы и
логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования. Вывод о
подкрепленности теории экспериментальными фактами
Учет того, как были решены проблемы соответствия, т.е. оценка приближения эксперимента к мысленному образцу эксперимента полного соответствия, позволяет различать такие типы эксперимента, как лабораторный, искусственный и естественный. Направленность и широта последующих обобщений существенно зависят от ориентации на тип проведенного эк ...
Закономерности процесса внушения
Под внушением понимается способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы.
К основным закономерностям протекания процесса в ...
Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника
Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологической ф ...