Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми
Страница 1

Материалы » Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания » Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

Приемы, используемые для «разогрева» или настройки ребенка.

Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказкой, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. [59, c. 14].

При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-нибудь «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить детям изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия.

Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который дети должны получить каким-либо необычным способом. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым. [59, c. 15].

Призывание сказки. Детей можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки.

До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки.

Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?»

Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и попросить детей превратить эту историю в волшебную сказку [59, c. 16].

Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник добавляет по несколько фраз. Получившийся текст до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения.

Приемы, используемые для знакомства с текстом.

Знакомство детей со сказкой может осуществляться разными способами, главное – не нарушить сказочную атмосферу.

1. психолог читает сказку вслух, выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы дети пытались угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается.

2. сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям.

3. сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.

4. сказка проигрывается как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли, обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации.

Приемы, используемые для анализа сказки.

Группа детей или один ребенок, обратившийся за индивидуальной консультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.

Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним.

Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за психологом.

Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Это способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников.

Страницы: 1 2


Ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сфера личности
Мотивация, как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут сто ...

Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией: · Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры: Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому пр ...

Коммуникация в организации. Метод диагностики взаимоотношений
Коммуникацию обычно понимают в широком и в узком смыслах. Коммуникация в широком смысле - это передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями или информацией для обеспечения взаимопонимания. В узком смысле коммуникация рассматривается, прежде всего, в психологии управления. Она представляет собой сеть каналов и путей, по ...