Введение

В последнее десятилетие психические расстройства в подростковом возрасте приобретают все большую актуальность в отечественной психиатрии. Так, по данным проф. И.Я. Гуревича расстройства шизофренического спектра стали чаще начинаться в возрасте 15 – 18 лет, заметно изменившись в отношении клинической картины и течения.

Изложенное выше, повышает актуальность проблемы диагностики, дифференциальной диагностики, а также профилактики психических расстройств в подростковом возрасте.

Общеизвестным является тот факт, что подростковый возраст есть период становления характера — в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях, и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах.

С учетом вышеизложенного, актуальность изучаемой проблемы трудно переоценить.

Целью настоящего исследования является:

Изучение акцентуации характера в аспекте преморбидного фона развития психических расстройств в подростковом возрасте.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

¾ выявить посредством патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) типы акцентуаций характера в когорте подростков, обратившихся за помощью в краевой психиатрический диспансер в период с 2004 по 2005 год и определенных в консультативно-лечебную группу (работа проводилась по материалам медико-психологической документации).

¾ посредством ПДО изучить в названной выше экспериментальной группе значимые преморбидные параметры личности, как то: признаки, указывающие на наличие социальной дезадаптации; признаки, указывающие на наличие депрессии; дискордантность черт характера.

¾ выявить типы акцентуаций характера в когорте подростков, переведенных из консультативно-лечебной группы (2004 – 2005 гг.) в группу диспансерного наблюдения (2010 г.)

¾ провести сравнительный анализ полученных результатов, проследить трансформацию типов акцентуаций характера в рамках катамнестического исследования подростков.

Объектом исследования является личность подростка, а именно, акцентуация характера в структуре личности.

Предметом исследования является акцентуация характера в аспекте преморбидного фона развития душевной патологии в продростковом возрасте.

Научная гипотеза. Предполагается, что тип акцентуации в сочетании со значимыми преморбидными признаками (наличием признаков социальной дезадаптации, депрессии, дискордантность черт характера) является предрасполагающим фоном для развития психического расстройства.

Научная новизна. В рамках настоящего исследования предпринята попытка катамнестического изучения психоэмоционального статуса подростков, обратившихся за помощью в краевой психиатрический диспансер с поведенческими проблемами в период с 2004 по 2005 год.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы клиническими психологами и подростковыми психиатрами в работе с пациентами подросткового возраста.


Факторы, способствующие личностному развитию.
Развитие личности Курт Левин описывал как движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида, то есть включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом. Еще один конструкт, который использует Левин для описания развития личности, — это дифференц ...

Агрессивность. Агрессивное поведение
Агрессивное поведение является одной из форм человеческой активности. Под агрессией обычно понимают деструктивное межличностное взаимодействие [1, с. 192]. В своих трудах К. Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских по ...

Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»
Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. При ...