Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника
Страница 6

Анализ полученного материала позволяет выделить следующие качественные соотношения направленности личности: принимают общественную направленность - 50%, личную - 35%, руководствуются мотивом самоутверждения, самореализации - 70%, пассивны в этом отношении - 10%, озабоченны материальными ценностями - 40%, духовными - 43%, проявляют продуктивную активность - 75%, готовы к конформизму - 20% (на материале самооценки нравственной позиции).

Изучению влияния новых социально-экономических условий на изменение ценностных ориентаций в различных социальных группах было посвящено исследование В.А. Хащенко (77). Стандартный список ценностей методики Рокича дополнен ценностями, отражающими экономическую направленность: богатство, собственность, экономическая независимость, предприимчивость, материальная обеспеченность. Было опрошено 6 групп населения, характеризующихся различным социально-экономическим статусом. Анализ данного исследования позволил установить влияние новых социально-экономических условий на изменение ценностных ориентаций индивида в различных группах, которые проявлялись в доминировании общей направленности на индивидуальные ценности. Установлено, что в иерархии ценностей-целей доминируют: здоровье, семья, материальное обеспечение, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья. Среди ценностей-средств – достижения жизненных целей ведущими являются: твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образованность. Полученные данные, по мнению автора, свидетельствуют о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические ценности.

Изменения в ценностных ориентациях выразились, прежде всего, в усилении ориентации на себя, опоры на собственные силы и в снижении роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми. В исследовании установлено, что социально-экономические изменения хорошо согласуются в изменениях в социально-психологической феноменологии, что позволяет рассматривать последние в качестве индикаторов этих перемен.

Существенным недостатком общественных исследований ценностных ориентаций является отсутствие единства в методах исследования, что затрудняет сравнение результатов, полученных разными авторами. Кроме того, практически нет исследований, привлекающих для анализа ценностей данные других наук: истории, этнографии, культурологии (за исключением работы Касьяновой, которая, исследуя ценностные ориентации, использовала данные социологии, истории).

В настоящее время многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. Они в меньшей степени, чем их предшественники, осуждают эгоистичные действия, особенно если они направлены на достижение материальной выгоды. Это положение подтверждается результатами одного исследования (Бовасео, Якобс и Реттиг, 1991г). Было установлено, что, начиная с 60-х годов, юноши и девушки все меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Эта тенденция отражает и возрастную меркантильность молодежи 80-х годов.

Однако следует отметить, что при изучении ценностных ориентаций подростков наблюдаются и положительные тенденции. Так, проведенные в 1981 году опрос учащихся школы в Тешписке показал, что из двухсот подростков 63% полагали, что в будущем главным источником удовлетворения для них будет семья. (Фаллс, Джонс, Кибер, 1985г). На второе место они поставили работу (причем 20% опрошенных именно ее назвали наиболее вероятным главным источником удовлетворения в будущем).

Интересен тот факт, что сравнение результатов однотипных исследований, проведенных в 1981 и 1969 годах, выявило рост числа молодых людей, основным источником удовлетворения назвавших религию. Один из главных показателей этого явления – распространение среди молодежи новых культов и рост числа религиозных общин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Концепция личности А.В. Петровского
Определение личности, которое дает А.В. Петровский в своем учебнике по Общей психологии: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Понятие личность относится к о ...

Изучение психологических процессов для госслужащих
Современный процесс создания сильного, политически стабильного, благоприятного для инвестиций и конкурентоспособного государства неразрывно связан с решением постоянно возникающих культурологических, политических, социальных, экономических, экологических, демографических и других противоречий. Путь становления нового Государства опреде ...

Целевая установка и организационно-методические указания. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания курса «Психология бизнеса» – изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе. Предмет изучения – деятельность человека в сфере бизнеса. Задачи курса: – сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, к ...