Описание и анализ результатов деятельности
Страница 2

Материалы » Поддержка детей с негативными формами поведения » Описание и анализ результатов деятельности

По результатам исследования всего было выявлено 36 детей, в чьих рисунках присутствуют элементы, характеризующие агрессивность (наличие торчащих, длинных, близкорасположенных друг от друга иголок; сильный нажим). Попутно данная методика позволила выявить такие нарушения эмоциональной сферы детей, как импульсивность, неуверенность в себе, тревожность, эгоцентризм и др.

Далее с детьми педагогом-психологом была проведена методика «Тест руки», которая позволяет прогнозировать и качественно оценить предрасположенность ребенка к открытому агрессивному поведению. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его актуальными мотивами.

Инструкция: «Как ты думаешь, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назови все варианты, которые можешь себе представить?». Стимульный материал – 9 стандартных изображений кисти руки. Все ответы фиксируются в протоколе. При обработке полученных результатов каждый ответ ребенка относится к одной из 11 категорий (агрессия, директивность, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание).

Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Директивность», рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого ребенка к проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.

Картинки предъявлялись в определенной последовательности в фиксированной позиции. Время на выполнение задания преимущественно не ограничивалось (из-за возраста детей). Если ребенок давал неопределенный ответ, предпринималась попытка выяснить, что же конкретно он имеет в виду. В случае, когда дети отказывались давать пояснения, либо давали ответ: «Не знаю», переходили к другой картинке.

В основном по каждому рисунку дети давали по 1−2 ответа, которые позволили увидеть направленность представлений ребенка и отнести ответ к определенной категории. В большинстве ответов превалирует категория АБ («Активная безличность»). К ней относятся ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых рука меняет свое положение («рисует, едет, плывет» и т.д.). Некоторые дети (4%) предпринимали попытку изобразить собственной рукой кисть, представленную на рисунке («Вот так она делает!»).

Анализ результатов показал, что из числа 36 детей определенных после графической методики «Кактус») 30 действительно имеют склонность к негативным формам поведения, а именно, к реальному проявлению агрессии, т.е. у данной категории детей агрессивные реакции являются преобладающим способом реагирования в большинстве ситуаций (А>+1).

Наиболее часто встречающиеся ответы детей:

Рисунок 1 Рисунок 2

222 333

- хватает; - показывает ладонь;

- пугает; - здоровается;

- хлопает по плечу (голове, лбу); - просит что-либо, берет что-либо;

- показывает пальцы; - поднял руку вверх, чтобы ответить на вопрос;

- берет что-либо; - бьет;

- хочет за что-либо взяться

Рисунок 3

444

- указывает на что-либо;

- тычет пальцем куда-либо (в глаз, лоб, и др.);

- хочет раздавить кого-либо (комара, божью коровку);

- говорит: «Внимание»;

- дотрагивается до чего-либо (до плиты, до стекла и др.);

- пробует что-либо пальцем (варенье, масло и др.)

Таким образом, после проведения таких диагностических методов, как беседа с педагогами, массовое наблюдение за детьми в естественных условиях, графической методики «Кактус», проективной методики «Тест руки» в яслях-саду были выявлены 30 детей старшего дошкольного возраста (от 5 л. 4 мес. – до 6 л. 4 мес.), в поведении которых встречаются негативные формы поведения, чаще всего с признаками агрессии.

Эти дети и составили 2 группы – экспериментальную и контрольную, и непосредственно с ними проводилась коррекционная работа. В каждую группу входили 15 детей. Как указывалось выше, в дошкольном учреждении функционирует 4 старших группы, которые всего посещает 80 детей. Дети экспериментальной и контрольной группы посещали старшие возрастные группы № 11, 12, 13, 14. В группах №11, 12 воспитывались 15 детей экспериментальной группы, в группах № 13, 14 – 15 детей контрольной группы.

Страницы: 1 2 3 4


Профилактика и разрешение конфликтов.
Управление конфликтом предполагает не только регулирова­ние уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хо­рошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обес­печивает сокращение их числа и исключение возмож ...

Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами. Приемы, используемые для «разогрева» или настройки ребенка. Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказкой, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты ...

Программа исследования
2.1 Актуальность нашей дипломной работы «Личностные и эмоциональные особенности лиц, употребляющих опиатные наркотики» вызвана тем, что за последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных и психологических проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современн ...