Описание и анализ результатов деятельностиСтраница 3
Со всеми детьми экспериментальной и контрольной группы в течение 4 месяцев (ноябрь-февраль) 2 раза в неделю по 20-25 минут проводились групповые занятия с педагогом-психологом. Основным методом, используемым в работе являлась игротерапия.
Педагогом-психологом коррекционная работа проводилась, в четырех направлениях:
1. Работа с гневом - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общений в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование таких качеств, как сочувствие, сопереживание, эмпатия, доверие к людям и т.д. [20], [29].
Параллельно велась работа с семьей – вывешивалась наглядная информация, проводились беседы и консультации, главной целью которых являлось подтолкнуть родителей к размышлениям о своем ребенке, о причинах возникновения его негативного поведения, о собственном поведении и т.д.
С детьми экспериментальной группы (гр. №11, 12) помимо занятий педагога-психолога, основным направлением работы являлось оказание педагогической поддержки детям непосредственно во время их пребывания в группе, что представляло собой чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от формы проявления негативных поведенческих реакций ребенка и условий их проявления в ситуации «здесь и теперь». Описанием стратегии взаимодействия с детьми с негативными формами поведения (чаще всего агрессивными) занимался Романов А. [23], Фурманов И. [29] (Приложение 1).
Основными задачами работы психолога, заместителя заведующего по основной деятельности дошкольного учреждения с педагогами и родителями являлось:
- помочь педагогам и родителям овладеть приемами конструктивного, эффективного общения с агрессивными детьми в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся;
- исключение таких факторов в общении взрослых с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.
- вооружение педагогов и родителей арсеналом методов и приемов поведения в зависимости от особенностей вида и выраженности агрессивного поведения ребенка, а также от конкретных внешних обстоятельств и условий проявления агрессии в ситуации «здесь и теперь» (решение этой задачи являлось главным залогом успешности реализации коррекционной работы). Для этого были организованы семинары-практикумы (5 встреч с педагогами, 3 - с родителями, 2 – совместные), на которых проходило знакомство, обсуждение, обмен опытом, обыгрывание использования различных способов реагирования, приемов эффективного конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми в различных ситуациях.
Таким образом, видно, что в организации коррекционной работы с детьми экспериментальной группы главная роль отводилась не столько психологу, сколько педагогам и родителям, так как они постоянно взаимодействуют с ребенком. Их главной задачей являлось наблюдение за ребенком и своевременное правильное отреагирование его негативных поведенческих проявлений. Психолог же должен был помочь педагогам и родителям освоить необходимые навыки и умения.
В течение первых 2 месяцев (ноябрь-декабрь) психолог ежедневно в течение 1 часа присутствовал в садовых группах (которые посещали дети из экспериментальной группы), для того, чтобы в реальных условиях оказывать помощь педагогам в построении взаимодействия с детьми в различных ситуациях с целью оказания педагогической поддержки.
Первоначально возникали трудности, вызванные тем, что, как отмечали педагоги и родители, им не всегда удавалось сразу же быстро и эффективно организовать взаимодействие с ребенком как в момент опасности возникновения негативных поведенческих реакций (направленное на их предотвращение), так и после совершенных негативных действий. Возникали случаи, когда взрослые не знали, как правильно поступить в данной ситуации. Эти случаи анализировались на встречах «Открытый диалог», которые проводились 2-3 раза в месяц (по мере необходимости).
Для анализа эффективности коррекционной работы использовались те же методы диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
На контрольном этапе исследования также проводилось повторное обследование детей с помощью методики «Кактус». Были получены следующие результаты:
- в экспериментальной группе из 15 детей в рисунках 6 детей присутствовали проявления агрессивности;
- в контрольной группе из 15 детей у 10 детей присутствовали проявления агрессивности.
При интерпретации детских работ нельзя упустить из внимания такой показатель, как тревожность (табл. 2).
Психофизиологическая характеристика аффективного состояния
Аффект. Очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). (Н. Толстых)
Аффект неадекватности. Проявляется в ф ...
Ппсихологические особенности старшеклассников и выбор профессии
В педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению векового периода сензитивного для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи (Е.Климов, Н.Пряжников, С. Чистяков и другие) считают, что каждый из вековых этапов имеет специфические особенности относительно решен ...
Аннотация
В рамках настоящей научно-исследовательской работы предпринята попытка изучения акцентуации характера в аспекте преморбидного фона психических расстройств в подростковом возрасте. Экспериментальная работа проводилась в рамках диспансерного отделения СКПБ №1, помимо этого осуществлялось ретроспективное изучение подростков по материалам м ...