Описание и анализ результатов деятельностиСтраница 4
Таблица 1. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по результатам методики «Кактус» (по показателю «тревожность»).
Группа |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Экспериментальная |
73% (11 чел.) |
40% (7чел.) |
Контрольная |
80% (12 чел.) |
66,6% (10 чел.) |
Всего |
23чел. |
17 чел. |
Как видно из таблицы, в обеих группах в процессе коррекционной работы наблюдается тенденция к снижению уровня тревожности.
Можно предположить, что причиной этому является тот факт, что одним из главных условий взаимодействия взрослых с ребенком являлось безусловное принятие ребенка в любых ситуациях (даже непосредственно в момент проявления негативных поведенческих реакций).
Обработка и интерпретация результатов обследования детей по «Тесту руки» Э. Вагнера показала, что на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе значительно снизился уровень выраженности таких симптомов, как «Агрессивность» и «Директивность», которые непосредственно отражают вероятность проявления открытой агрессии, негативизма в поведении. Общий уровень негативных поведенческих проявлений и агрессивности в экспериментальной группе снизился на 96 баллов; в контрольной группе на 57 баллов. Таким образом, сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп детей по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, показал, что в обеих группах по всем диагностическим методам наблюдается стойкое снижение показателей негативных поведенческих проявлений. Тем не менее, отчетливо видно, что в экспериментальной группе показатели снижения негативных деструктивных проявлений значительно выше. Это позволяет сделать вывод о том, что коррекционная работа, опирающаяся на принципах педагогической поддержки в ситуации «здесь и сейчас», направленная на развитие у детей способности к анализу и оценке собственной деятельности, является эффективной в работе с дошкольниками. Беседы с педагогами и родителями также свидетельствуют о том, что после проведения работы явные изменения в положительную сторону произошли в поведении детей, значительно улучшились их взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Дети стали более отзывчивыми, научились анализировать последствия собственных поступков, адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации действительности.
Выводы
1. Своевременное и правильное оказание педагогической поддержки детям с нарушениями поведения способствует снижению негативных форм проявлений.
2. Педагогическая поддержка детей дошкольного возраста с негативными формами поведения должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности детей, и в первую очередь уровень развития произвольной регуляции поведения и рефлексивных способностей.
3. Стратегия оказания педагогической поддержки должна обязательно включать в себя гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенностей, вида и выраженности негативных поведенческих проявлений ребенка, а также от конкретных внешних обстоятельств и условий в ситуации «здесь и теперь». Выбор именно такой тактики коррекционной работы обусловлен тем, что у дошкольников недостаточно развита произвольная регуляция поведения, не развиты рефлексивные способности, а, следовательно, осознание ими собственного поведения возможно только в конкретной ситуации.
4. Эффективность работы возможна только в том случае, если общей целью оказания педагогической поддержки детям будут объединены усилия психолога, педагогов и родителей.
Возрастная динамика тревожности. Особенности тревожности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или т ...
Диагностика состояний и свойств личности
Для экспериментального исследования профиля личности мы применили Опросник FPI.
Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.
Ли ...
Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской [24,37] погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, ...