Введение
Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.
Общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; даже когда отворачиваемся от случайного попутчика мы «говорим» ему: «Ты мне не интересен».
Наш век характеризуется скоплением огромного числа людей в больших городах, избыточностью и принудительностью ежедневных контактов. В таких случаях анонимность выступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок.
В то же время роль безымянного винтика перестает удовлетворять человека, все сильнее и настойчивее заявляет о себе потребность в неформальных, «сердечных» контактах. И тогда вдруг оказывается, что стремясь к контакту, мы не в состоянии его установить и поддержать, то есть обнаруживается то, что А. Б. Добрович обозначил как «коммуникативная беспомощность».
В большой степени эта беспомощность характерна и для выпускников-сирот из школ-интернатов, где крайне важно создание структурных подразделений, которые должны максимально эффективно помочь и поддержать выпускников-сирот в их постинтернатной жизни.
Или проблема коммуникаций и адаптации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики или Афганистана.
Своего рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не удается убедить своих партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с начальством или возникли конфликты с подчиненными – это говорит о наличии коммуникативных проблем.
Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в немалой степени определенных коммуникативных навыков.
Разрешение коммуникативных проблем представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других.
Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.
Методики исследования психологического климата в школьном коллективе
1. Определение психологического климата класса.
Как уже упоминалось, психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” - также группового эмоцион ...
езультаты исследования. Результаты исследования по методике «Самоотношение»
(МИС)
Результаты исследование по МИС представлены в таблице № 3 и № 4
Таблица № 3
Результаты исследования по методике Самоотношение (группа лиц, употребляющие опиатные наркотики). Результаты представлены в баллах
номер испытуемого
открытость
самоуверенность
саморуководство
самоотношение
самоценность
самоприятие
само ...
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений
детей подросткового возраста
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики.
Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа "Я". По сравнению с начальной школо ...