Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми, имеющими
отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травмуСтраница 2
2) «Путешествие в удивительный лес»
Вид: эмоциональный.
Цель: развивать умение передавать эмоции страха, радости, удивления, внимания. Развивать умение слушать других людей; развивать выразительность движений; развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Создать эмоционально положительный фон.
Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), бумага, цветные карандаши, набор пиктограмм с эмоциями.
Ход занятия:
этап |
Упражнения, цель |
Инструкция |
1 |
Вводная часть. Приветствие. Цель: учить детей начинать общение с приветствия. Создать положительный эмоциональный фон. |
- Здравствуйте ребята! Вы пришли в волшебную комнату. Все, что здесь находится, все ваше! Но чтобы играть в этой комнате, надо выполнять правила. 1) Быть честным; 2) Когда один говорит, остальные слушают; 3) Не драться, не касаться, не толкаться; 4) Ничего не бояться, играть – не отказываться. Вы согласны с правилами? (Да) Хорошо. Теперь надо поздороваться друг с другом. Скажите, как можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). А мы сегодня вот как поздороваемся. Я обниму того, кто со мной рядом и скажу, как я рада его видеть. (поворачиваюсь к ребенку слева, обнимаю его). Кирилл, я очень рада тебя видеть. Теперь по очереди повернитесь к своему соседу, обнимите его и скажите, как вы рады его видеть. Вот мы и поздоровались. |
2 |
«Собираем чемодан» Цель: развивать внимание и умение слушать других. |
- Сегодня мы отправимся в путешествие в лес. Но сначала нам надо собрать вещи. А делать мы это будем так. Я назову вещь, которую я возьму с собой. Следующий назовет вещь, которую возьму я, и которую возьмет он. Следующий должен будет назвать мою вещь, вещь предыдущего человека и свою. И так далее по кругу. Это сложно, но я уверена, что у вас все получится. Внимательно слушайте друг друга. Не волнуйтесь. Если что-нибудь забудете, то мы напомним. И так, начнем. Я беру расческу. Молодцы, у вас все получилось, мы ничего не забыли. Теперь можно отправляться в путешествие. Закройте глаза и, когда я досчитаю до трех, мы перенесемся в лес. На счет 3 открывайте глаза. Раз, два, три. |
3 |
Основная часть Этюд «В лесу» Цель: развитие эмоциональной сферы. Научить передавать эмоции страха, внимания, удивления, радость. |
- Вот мы и в лесу. Посмотрите, как тут красиво. Мы очутились на солнечной полянке. Расскажите, что вы видите вокруг. (ответы детей). А теперь возьмитесь за руки и мы немного прогуляемся по лесу. Идем по тропинке. Аккуратно, здесь растут цветы. Надо их переступить. Вдруг мы услышали какой-то шорох. Прислушайтесь, что это. Брови слегка сведены, глаза прищурены, рот приоткрыт. Голову наклоните влево, глаза отведите вправо, тело слегка наклоните вперед, левую ногу выставьте вперед, правую руку поднесите ладонью к уху. Все прислушались? У Иры глаза прищурены, Никита поставил руку к уху. И тут из кустов кто-то быстро выбежал и испугал нам. Покажите, как мы испугались. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт, плечи приподняты, руки прижаты к груди. Ах, как мы испугались. У Миши приподняты плечи, у Насти глаза широко открыты. А это оказался всего лишь ежик. Но он был такой большой, что мы очень удивились. Покажите, как мы удивились. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот открыт буквой “О”, плечи подняты, руки слегка разведены. У Жени руки разведены, у Марины брови высоко подняты. Ежик внимательно посмотрел на нас и побежал дальше. Помашите ежику на прощание. Посмотрите, к нам на полянку прилетели птицы и запели песню. Песня такая красивая, что на душе у нас стало радостно. Покажите, как нам радостно. Глаза широко открыты, брови приподняты, уголки рта приподняты. Всем радостно. У Юры уголки губ приподняты, у Лены глаза широко открыты. |
4 |
Упражнение «Когда такое бывает» Цель: Научить различать и понимать эмоции; развивать умение внимательно слушать других. |
- Ребята, посмотрите, птички принесли мне интересную игру. На этих карточках нарисованы лица с разными настроениями. Сейчас вы по очереди возьмете по одной карточке. Посмотрите внимательно на них и подумайте, как называется такое настроение и когда оно бывает. А потом по очереди расскажите птичкам. Например, у меня лицо со злым настроением. Такое настроение бывает, когда кто-нибудь обзывается. Только внимательно слушайте друг друга и не перебивайте. После того, как дети расскажут про все эмоции, спрашиваю: «Сережа, ты помнишь, лицо с каким настроением было у Сони?» |
5 |
Минутка шалости Игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: смена динамики. |
Ребята, нам с вами на полянку светит солнышко и предлагает поиграть в очень интересную игру. Сейчас мы превратимся в большого дракона. Становитесь позади меня и берите друг друга за пояс. Я буду головой дракона, а вы моим хвостом. Дракон гуляет по полянке, перепрыгивает через ямки, проползает под ветками. Но дракону надоело просто гулять и ему хочется пошалить. Я буду пытаться поймать свой хвост. Если мне удастся его поймать, то он становится головой. Итак, начнем. (игра продолжается пока все дети не побывают на месте головы дракона) |
6 |
Релаксация «Тихое озеро» Цель: снятие физического и психического напряжения. Научить детей расслабляться. |
- Смотрите, ребята! Мы гуляли по лесу и вышли к красивому тихому озеру. Присядем возле него и отдохнем. Сядьте удобно. Так, чтобы спина откинулась на спинку стула, ноги стояли ровно, плечи были опущены и расслаблены. Когда начнется музыка, вы закроете глаза, и будете слушать мой голос. Постарайтесь представить то, что я буду говорить. Вы откроете глаза тогда, когда я досчитаю до трех. Включаю релаксационную музыку. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле прекрасного тихого озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Дышится легко. Вдох… выдох… вдох… выдох . Солнце ярко светит, и вы чувствуете себя лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит… Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. И только легкий свежий ветерок дует с озера. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое озеро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы видите облака, плывущие по небу. Облака складываются в фигуры. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… (длительная пауза) Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза и окажетесь снова в детском саду. Раз – два – три. (выключаю музыку) Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня. Сожмите крепко кулачки, потянитесь, потрясите ручками. Расскажите, что вы видели, когда играла музыка, и вы слушали мой голос. |
7 |
Заключительная часть Рефлексия Цель: самоанализ ощущений и достижений. Прощание Цель: научить детей заканчивать общение прощанием. |
- Девочки и мальчики, сегодня мы научились по-новому здороваться. Мы побывали в лесу. Там мы видели большого ежика и слушали, как красиво поют птицы. Рассказали друг другу, какие бывают настроения. Поиграли в дракона и отдохнули у тихого озера. Я предлагаю вам взять листы бумаги, карандаши и нарисовать то, что вам больше всего понравилось сегодня. Когда закончите, по очереди расскажите друг другу про свой рисунок. Слушайте друг друга внимательно, не перебивая. Когда дети расскажут про свои рисунки, спрашиваю: «Костя, скажи, что больше всего понравилось Ире?» - Вот и подошла к концу наша встреча. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. До свидания. |
Методический инструментарий разрешения конфликта классным руководителем
Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Вслед за Э.Ш.Натанзон можно выделить три класса приемов педагогического воздействия;
1) созидающие (способствуют развитию новых положительных
качеств);
2) тормозящие (помогают исправить поведение, побуждая
преимущественно о ...
Условия эффективного взаимодействия в
управленческом общении
Взаимодействие в общении - это система взаимно обусловленных действий партнеров по общению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.
Характерные черты взаимодействия: взаимодействие - необходимый и обязательный эл ...
Психология симпатий и антипатий
Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Заметим, подобных себе. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости, что вряд ли диктуется необходимостью контакта с антипатичным другим.
Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе (вопрос: в чем подобным?). Эти два м ...