Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми, имеющими
отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травмуСтраница 3
3) «Путешествие на цветущую поляну»
Цель:
Развить коммуникативные навыки: помощь сверстнику, доброжелательное отношение, умение проявлять инициативу в контактах; научить детей внимательно слушать друг друга. Создать эмоционально положительный фон.
Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), цветок из картона. Вид: коммуникативный.
Ход занятия:
этап |
Упражнения, цель |
Инструкция |
1 |
Вводная часть. Приветствие. Цель: настроить детей на взаимодействие, научить новому способу приветствия. |
- Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришел волшебный цветок. Давайте покажем ему, как мы умеем здороваться друг с другом. Скажите, как вы здороваетесь с мамой, папой, друзьями? (Ответы детей) А мы с вами сегодня поздороваемся вот как: мы будем по очереди желать друг другу доброго дня. Сначала я поздороваюсь с Машей: «Здравствуй, Маша. Я желаю тебе доброго дня» - и передам ей цветок. Потом Маша повернется к Кости, передаст ему цветок и пожелает доброго дня так, как я пожелала ей. И так по кругу, пока цветок не вернется ко мне. Вот мы и поздоровались. Цветку очень понравилось, и он расцвел еще больше. |
2 |
Игра «Волшебные цветы» Цель: активизация внимания, создание доброжелательной атмосферы |
- Цветок приглашает нас на цветущую поляну. Но прежде чем отправиться туда, мы должны сами превратиться в волшебные цветы. Я буду называть вам цветы, а вы будете хлопать в ладоши. Когда я назову розу, вы хлопнете 1 раз. Когда я назову ромашку, вы хлопнете 2 раза. А когда я скажу: «Мы волшебные цветы» - вы возьметесь за руки и поднимете их. Молодцы, дети, вы все очень внимательные, теперь мы можем отправляться на цветущую поляну. Но чтобы играть там, нам надо соблюдать правила: 1) Быть честным; 2) Когда один говорит, остальные слушают; 3) Не драться, не касаться, не толкаться; 4) Ничего не бояться, играть – не отказываться. Вы согласны соблюдать эти правила? (Да) Хорошо, теперь цветок приглашает нас на поляну. Закройте глаза и хорошо представьте себе поляну, полностью покрытую цветами, разными-разными: желтыми, красными, синими. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза и мы окажемся на этой поляне. Раз, два, три – откройте глаза. |
3 |
Основная часть Упражнение «Ласковое имя» Цель: формировать умение слушать друг друга. |
- Вот мы и на поляне. Посмотрите, как тут красиво, как много здесь цветов. И у каждого цветка есть свое ласковое имя. Например, наш цветок мы называем ромашечкой, розу мы называем розочкой, фиалку – фиалочкой. Скажите, а какое ласковое имя есть у вас? Как вас ласково называет мама или папа. Сейчас я буду передавать нашу ромашечку, и вы будете называть ему и нам свое ласковое имя. Но помните наше правило: когда один говорит, все остальные слушают. Я начну: - Мое ласковое имя – Мариночка (передаю цветок, дети называют свои имена). После окончания спрашиваю каждого ребенка: - Игорь, скажи, какое ласковое имя у Леры? -Я надеюсь, что теперь вы будете называть друг друга ласково. |
4 |
Упражнение «Загадай желание» Цель: формировать чувство общности. |
- Ребята, мы находимся на поляне, где растут волшебные цветы, которые могут исполнять любые желания. Я буду передавать нашу ромашку, и каждый из нас загадает 2 желания: одно для всех, кто на этой поляне, а второе для себя. Внимательно слушайте друг друга и не перебивайте. Я начну: - Для тех, кто на поляне я желаю крепкой дружбы. Для себя я желаю весело и интересно играть (передаю цветок дальше). После того, как дети загадают свои желания, спрашиваю: «Саша, ты помнишь, какое желание для себя загадала Катя?» Вы такие молодцы! У вас замечательные желания. Теперь наша поляна будет самой красивой, а группа – самой дружной. |
5 |
Минутка шалости Игра «Гусеница» Цель: Помочь каждому ребенку почувствовать себя частью группы; развивать чувство дружелюбия. |
На нашей поляне живут разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Представьте, что мы с вами стали одной большой гусеницей. Встанем друг за другом, возьмитесь за пояс друг друга. Движения у всех должны быть одинаковы, чтобы гусеница получилась дружная. Внимательно следите друг за другом. - Гусенице надоело сидеть дома и она пошла гулять. (на пути присутствуют препятствия) - Ребята, какие вы дружные! У нас получилась замечательная гусеница. Вы правильно выполняли движения и ни разу не ошиблись. Молодцы! |
6 |
Релаксация «Отдых на поляне» Цель: снятие физического и психического напряжения. Научить детей расслабляться. |
- Ребята, мы сегодня так много всего сделали и теперь нам надо немного отдохнуть. Сядьте так, как вам удобно, спину держите прямо, расслабьтесь. Когда начнется музыка, вы закроете глаза и будете слушать мой голос. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза (включаю музыку). - Вы находитесь на солнечной, цветущей поляне… вас греет солнышко, и вы ощущаете его тепло всем телом… вам дышится легко, ровно, глубоко… Вы полностью расслаблены… Легкий ветерок обдувает вас, и вы чувствуете приятную прохладу… Приятный, сладкий запах цветов успокаивает вас… вы смотрите на голубое небо, по нему плывут пушистые облака.… Расслабьтесь и посмотрите на них… посмотрите, какой они формы… (длительная пауза) Мы хорошо отдохнули, нам пора возвращаться в детский сад. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза. Раз, два, три. Сожмите крепко кулачки, поднимите руки вверх и потянитесь - Ребята, скажите, вы видели облака? (ответы детей) Скажите, а какой они были формы? Только не перебивайте друг друга. |
7 |
Заключительная часть Рефлексия Цель: самоанализ ощущений и достижений. Прощание Цель: научить детей заканчивать общение прощанием. |
- Девочки и мальчики, мы сегодня с вами были на цветочной поляне, рассказывали про свои ласковые имена, загадывали желания, были большой гусеницей, рассматривали облака. Расскажите нашему цветочку, что вам больше всего понравилось и запомнилось. Я начну: - Мне понравилось здороваться и желать друг другу доброго дня. (Передаю цветок дальше). После того, как все дети расскажут цветку, что им понравилось, спрашиваю: «Оля, что больше всего понравилось сегодня Сергею?». Вот и подошла к концу наша встреча. Цветку пора возвращаться на поляну. Давайте попрощаемся с ним. Дружно, хором скажем ему до свидания. (Дети говорят хором). А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. Спасибо вам за ваше участие. Я думаю, что мы еще обязательно встретимся. До свидания, до новых встреч. |
Тренинговые упражнения, помогающие преодолеть конфликтные ситуации в
условиях классного коллектива
Для того чтобы помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях, наша работа была направлена в первую очередь на то, чтобы:
· расширить представления подростков о собственном «Я»
· формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение
· развивать гибкость в межличностных отношениях
· формировать адекватные поведенческие стратег ...
Наследственность
Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма. Именно поэтому его и следует рассматривать как исторически первую в идейном плане попытку объяснения природы агрессии - через прямую аппеляцию к биологическо ...
Влияние семейных отношений на развитие личности подростка
С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями.
Так, Э. Фромм, исследуя проблему становления личности в современном общест ...