Описание результатов исследованияСтраница 4
Результаты исследования самооценки у матерей с разной степенью созависимости представлены в приложении 8 в таблице 3 и на рисунках 3-4.
Таблица 3
Результаты исследования самооценки у матерей с разной степенью созависимости
Группы женщин |
Уровень самооценки | |||||||||
неадекватно-высокий |
высокий |
средний |
низкий |
неадекватно-низкий | ||||||
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% | |
Созависимые |
0 |
0 |
2 |
10 |
4 |
20 |
8 |
40 |
5 |
25 |
Несозависимые |
2 |
10 |
9 |
45 |
8 |
40 |
1 |
5 |
0 |
0 |
В ходе диагностики самооценки мы установили, что 20% созависимых матерей и 40% несозависимых матерей имеют средний уровень самооценки. Они уважают себя, но знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию.
10% созависимых матерей и 45% несозависимых матерей имеют высокий уровень самооценки, они заслуженно ценят, уважают себя, довольны собой
40% созависимых матерей и 5% несозависимых матерей имеют низкую самооценку, у 25% созависимых матерей она неадекватно-низкая. Данным женщинам свойственны неуверенность в себе, робость и отсутствие дерзаний, невозможность реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Рис. 3. Показатели выраженности самооценки у матерей с разной степенью созависимости
10% несозависимых матерей имеют неадекватно-высокий уровень самооценки. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Беда в семье: дети и подростки с соматическими заболеваниями
Известно, что свыше 10% детей и подростков в современном обществе страдают соматическими болезнями, причем у 5% из них психические и эмоциональные расстройства, возникшие на почве длительного течения соматической болезни или ее выраженности, становятся хроническими.
Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые ус ...
Феноменологическое направление
В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и ...
Концепция личности А.В. Петровского
Определение личности, которое дает А.В. Петровский в своем учебнике по Общей психологии: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Понятие личность относится к о ...