ЗаключениеСтраница 1
Если обобщить определения понятия "личность", существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.), то можно сказать, что личность понимается, как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида [20]. Итак, можно сказать, что личность человека — это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.
Личность — это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот строительный материал, из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе.
Это понимание характера, связывающее его с побуждениями, как будто приходит в противоречие с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей "большого дыхания", живущих высокими, благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами. С другой стороны, нередко можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: "Какой у него хороший, легкий характер", хотя, вы можете и не найти у этого человека ни высоких целей, ни поистине больших душевных побуждений.
Объяснения этому надо искать не только в том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому, как в способности превращаются общественно выработанные операции или способы действия. В характер, как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом. Эти способы поведения, не выражающие личных побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или других соображений. Между способами поведения и побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, нет непосредственного совпадения или соответствия. В результате и получается или может получиться расхождение между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и освоенными им побуждениями, готовыми способами поведения.
Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений и порожденных способов поведения, усвоенных человеком. Основу характера образуют не сами способы поведения, а побуждения, регулирующие соответствующие способы поведения, которые могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные человеком шаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их "манерам", поверхностно судит о них.
В исследовании характера и его формировании нужно сосредоточиться, в первую очередь, на этой проблеме — проблеме перехода, перехода мотивов (побуждений), порожденных стечением обстоятельств в устойчивые личностные побуждения.
Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.
Как мы уже говорили, черты характера можно разделить на основные и второстепенные. Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.
Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника
В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные), вторую це ...
Память. Ее виды, функции и методы развития
Биологическая память
Различают три вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память.
Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции– генетическая память. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РН ...
Общее представление о комплексе неполноценности
Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов - это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить. Правда, "челов ...