Психология симпатий и антипатий
Страница 8

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Привлекательность — непривлекательность, как эмоциональный системообразующий компонент, меняет как когнитивную, так и регулятивную составляющую. Таким образом, сотрудничество — соперничество (практический, регулятивный компонент) влияет на когнитивный (видение сходства—различия) и на аффективный (привлекательность— непривлекательность). Все три компонента могут "детерминировать" друг друга последовательно или одновременно, создавая специфические формы общения и межличностных отношений.

Специальный эксперимент М. Лернера не подвергает сомнению положение о том, что внешние условия вторичны при образовании неофициальных связей. В эксперименте подчеркивается особая сложность и интенсивность условий, в которых происходит возникновение межличностного притяжения, симпатий (привлекательности) и отталкивания, антипатии (непривлекательности). Ведущим же фактором взаимных отношений, безусловно, являются сотрудничество — соперничество (регулятивный компонент) в потребность в общении (или ее отсутствие). Значение установок и "я — концепций" (когнитивный компонент взаимодействия) должно быть производным реальных условий взаимодействия людей.

В тоже время, оценивая исследования, посвященные роли воспринимаемого подобия в установках и "я — концепциях", следует признать их значение особенно на первых этапах установления контактов между людьми. На схеме систематизированы основные факторы, в большей или меньшей мере определяющие характер межличностных отношений.

Если каждая отдельная детерминация может быть и незначительной, то их определенное соединение в систему в значительной мере предопределяет отношения особенно на первых этапах общения и совместной работы.

Система факторов-условий межличностной привлекательности может существенно дополнить исследования, в которых изучаются реальные отношения и общение людей. Балансные модели Хайдера и Ньюкома явились исключительно важным и удобным инструментом анализа межличностной привлекательности, хотя они и не могут в равной мере применяться для объяснения всех видов взаимодействия людей.

Следует различать степень взаимосвязанности партнеров по общению и совместной работе. Она может иметь различные характеристики — от очень незначительной и случайной (например, отношения попутчиков и отношения знакомства), до существенной и постоянной связи (родственные и супружеские отношения, включающие материальную зависимость). Важно также учитывать специфику однополых и разнополых связей, возрастных особенностей, образования, сохранения и распада отношений.

Кроме значения сходства в установках, "я — концепциях" и условий предполагаемого и действительного сотрудничества, целесообразно принимать во внимание реальное {объективное) сходство и различие людей. Логика исследований привела психологов к необходимости изучения не только сиюминутных процессов и состояний межличностной привлекательности, но и устойчивых связей между людьми. Данные устойчивые отношения определяются в большей мере свойствами личности. В структуре процессов, состояний и свойств личности, регулирующих межличностные отношения, выделяются три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (практический). Их одновременное или последовательное проявление дает возможность фиксировать взаимопонимание, сопереживание и взаимовлияние в межличностных отношениях.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье
Для проведения экспериментальной части нашей работы были созданы все условия как со стороны родителей, участвовавших в исследовании, так и со стороны педагогов ДОУ. Во время посещения семей, и во время беседы с родителями, нами были проявлены тактичность и внимательность. Были заранее продуманы: цель и план беседы, вопросы для общения. ...

Организационный аспект исследования
Рисунок 1 Для большей наглядности данное обстоятельство, которое являлось одновременно и условием включения подростков в экспериментальную группу, представлено на рисунке 1. Распределение участников экспериментальной группы по возрастам представлено в диаграмме 1. Диаграмма 1 Как можно видеть из диаграммы 1 из общего числа подро ...

Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами
Учет того, как были решены проблемы соответствия, т.е. оценка приближения эксперимента к мысленному образцу эксперимента полного соответствия, позволяет различать такие типы эксперимента, как лабораторный, искусственный и естественный. Направленность и широта последующих обобщений существенно зависят от ориентации на тип проведенного эк ...