Психология симпатий и антипатийСтраница 5
Г. Бирн дифференцирует установки на важные и второстепенные, что позволяет ему определить их иерархию, в большей или меньшей мере обусловливающую межличностную привлекательность. Используя процедуру "подставного" влияния личностных характеристик (представленных вопросниками, заполненными экспериментатором определенным образом), ученый обнаружил, что сходство в установках усиливает чувство симпатии к мнимым незнакомцам. Причем симпатия проявляется в большей мере тогда, когда сходство установок обнаруживается по важным (для оценивающего) качествам, а различие — по второстепенным, менее значимым для данного (оценивающего) человека. Наоборот, симпатия к представляемому лицу (по якобы заполненному им опроснику) меньшая, если испытуемый, оценивая заполненный опросник, обнаруживает сходство ответов (своих и мнимого партнера) по второстепенным качествам, а различия — по важным.
Действительно, выделяя в себе важные и второстепенные качества, личность по-разному к ним относится. При отсутствии заниженного самомнения о себе каждая личность больше уважает свои главные (важные) качества в "я — концепции" и более индифферентна к менее важным (дополнительным). Если первые составляют субъективную сущность "я — концепции", то вторые (второстепенные) менее существенны для общего самочувствия, активности и настроения личности.
Таким образом, каждый человек не только оценивает свои качества и качества других как положительные и отрицательные (работа Дж. Брокстона), но и как важные, значимые и второстепенные. Любая оценка, предполагая не только и не столько "холодный" анализ, всегда имеет эмоциональный знак: принятия (удовлетворения) и непринятия (неудовлетворения).
Сходство и различия "я—концепции" имеют неодинаковое значение для межличностной привлекательности, зависящей от эмоционально-коммуникативного контекста, в котором обнаруживается это сходство — различие (подобие — контраст). Положительные и отрицательные эмоционально-коммуникативные отношения в группе влияют на конкретную межличностную привлекательность А — В, В — С, С — Д, А — С, А — Д, В — Д по-разному, в зависимости от того, с кем приходится общаться, работать (с подобным или контрастным по отношению к себе человеком).
С. Тейлором и В. Меттелом был поставлен эксперимент, в котором взаимодействие между членами группы было реальным, а не представляемым. В эксперименте участвовало семь групп, в которые были включены подставные лица — соучастники и сообщники экспериментатора. Одни группы были составлены из лиц, имеющих близкие *я—концепции", другие группы—из лиц с разными "я — концепциями" Подставные лица вели себя в условиях общения с другим" приятным или неприятным образом, т. е. создавали положительную или отрицательную атмосферу в группе. Смысл и форма неприятного поведения состояли в том, что подставные члены группы создавали напряженность в отношениях с другими людьми: подчеркивали свою исключительность пренебрегали мнением других, противопоставляли свою точку зрения мнению большинства. Противоположное приятное поведение выражалось в согласии с мнениями других, сочувствии переживаниям других, сотрудничестве в тех случаях, когда требовалась реальная помощь.
Результаты исследований показали, что "приятно ведущий" себя в группе подставной индивид, имеющий сходные "я — концепции" с партнером по общению, нравится больше, чем приятно ведущий себя, но контрастный по "я — концепции" другой. Неприятный в поведении и общении, но подобный другой нравится в значительно меньшей степени, чем неприятный же, но контрастный другой (несхожий) в "я—концепции" с лицом, оценивающим отношения.
Эмоционально-коммуникативная ситуация "разводит" параметры подобия — контраста и вскрывает сущность симпатий — антипатий к лицам сходным или различным по их "я — концепциям". Причем ведущим является эмоциональный компонент общения, а не познавательный, фиксирующий сходство — различия "я — концепций" двух людей Сходство между партнерами в "я — концепции" оказывает "сближающий" эффект (т. е. вызывает привлекательность) только на фоне приятного поведения и общения В условиях же неприятного поведения подобие вызывает усиление негативного отношения.
Здесь как бы подчеркивается "зеркальность" отрицательных черт "я — концепции" оценивающего отношения. Контрастный (больше отличающийся, чем подобный), но неприятно себя ведущий подчеркивает, усиливает "отмежевание" и за счет этого отношение к нему оказывается менее негативным, чем к своему, неприятно ведущему, "психологическому близнецу". В реальном общении зачастую все эти моменты симпатий, антипатий индифферентных отношений слабо осознаются, что создает предпосылки, усложняющие межличностные отношения. Наоборот, рационализация, как осознание причин появления привязанности или отвержения, показывает реальные или мнимые затруднения в отношениях. Заметим, что "я — концепция" никогда не имеет адекватного соответствия реальным свойствам личности. В ней преобладают либо переоценки, либо недооценки своих и чужих психологических особенностей. Как показывают исследования, состояния симпатий — антипатий в момент оценки существенно изменяют когнитивную характеристику восприятия и понимания себя и другого человека.
Психолого-педагогические особенности влияния
родительских отношений на психическое развития детей дошкольного возраста
Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.
Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений – это личное, субъективное восприятие, то, ка ...
Психологические особенности созависимых людей
Созависимость имеет свои, ярко выраженные, психологические характеристики, своего рода психологическую симптоматику.
Выделим наиболее существенные:
¾ неадекватная (чаще низкая) самооценка;
¾ отрицание;
¾ отказ от себя;
¾ страх, тревога;
¾ стыд, вина;
¾ перфекционизм;
¾ гнев;
&fra ...
Мотивации
Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в которой различал две категории мотивов: дефицитарные мотивы или Д-мотивы и мотивы роста или «бытийные» Б-мотивы. Первые включают в себя базовые потребности – это потребности в пище, безопасности, привязанности, самоуважении и т.п. Наше поведение часто направлено на удовлетворение этих ба ...